Сущность и показатели качества

Для российской экономики, менеджмента высшего звена вопросы качества продукции, работ и услуг и их повышения в связи с глобализацией мирового хозяйства и интеграцией российской экономики в мировое хозяйство, будущим вступлением во Всемирную торговую организацию имеют особую актуальность: качество является основным фактором повышения конкурентоспособности фирмы и главным условием укрепления и расширения позиций фирмы на рынке.

Качество для потребителей является ведущим критерием при совершении покупки и непосредственно влияет на рост объемов реализации.

Для обеспечения качества продукции, работ и услуг необходимо использовать системный подход. Система управления качеством представляет собой комплексмероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса, продуктовую политику, планирование, маркетинг, снабжение, сбыт, персонал, инновации, инвестиции и т.п.

Существует достаточно много формулировок понятия «качество».

В стандарте ИСО 8402-94 качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности». Однако по этому вопросу существуют и другие мнения:

потребители оценивают качество на основе субъективного подхода — наивысшим качеством с их точки зрения являются товары, удовлетворяющие потребности;

многие производители считают, что качество — это соблюдение спецификаций, отклонение от которых ведет к снижению качества;

производственные менеджеры имеют в виду техническое качество, которое формируется на стадиях исследований, разработок и производства;

маркетологи прежде всего уделяют внимание коммуникативному качеству, которое формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания.

А. Фейгенбаум (США) придает своей формулировке философский аспект: «качество — это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг, это образ жизни».

Представляется, что более универсальнымявляется экономическое определение:

качество продукции, работ, услуг представляет собой совокупность свойств и характеристик продукции, работ, услуг, определяющих их способность удовлетворять потребности потребителей.

Качество характеризуется рядом количественных и качественных показателей (табл. 11.).

Показатель качествапродукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Показатели назначения характеризуют продукцию, ее свойства, определяющие способность выполнять свои функции в заданных условиях по назначению (полезная работа, производительность, мощность).

Показатели надежности отражают способность изделия выполнять требуемые функции в заданном режиме с течением времени.

Таблица 11

Комплексные и условно-единичные показатели качества

Комплексные показатели качества
Технико-эксплуатационные показатели Технологические показатели Показатели уровня стандартизации Показатели надежности Показатели технической эстетики
Условно-единичные показатели
Показатели назначения Трудоемкость изготовления Коэффициент применяемости Показатели долговечности Эргономические показатели
Техническая производительность Себестоимость изделия Коэффициент повторяемости Показатели безотказности Художественность изделия
Технические параметры Технологичность, транспортабельность Коэффициент конструктивной преемственности Показатели ремонтопригодности, безопасности Потребительская экономичность изделия
Ресурсоемкость Патентно-правовые показатели Оснащенность технического процесса Коэффициент стандартизации (унификации) Показатели сохраняемости Согласованность изделия со средой

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).

Показатели транспортабельностихарактеризуют приспособленность продукции к транспортировке.

Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия.

Патентно-правовые показателихарактеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показателиотражают удобство и комфорт эксплуатации (в процессе потребления) и включают в себя следующие подгруппы показателей:

гигиенические — уровень освещенности, запыленности, шума и др.;

антропометрические — обеспечивают рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.;

физиологические и психофизиологические — показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека;

психологические — соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации.

Показатели эстетичностипродукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека (художественная выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство производственного исполнения).

Экологические показателиотражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации и потреблении продукции, определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др.

Экономические показателихарактеризуют уровень затрат на эксплуатацию и потребление (потребление энергии, затраты на расходные материалы и т.п.).

Поэлементам процесса производства и реализации выделяют:

материальные показатели качества — обеспечивают входной контроль сырья, материалов, полуфабрикатов;

технико-технологические — обеспечивают контроль оборудования и его состояния;

трудовые — обеспечивают контроль квалификации персонала, уровень подготовки;

информационные – обеспечивают контроль входящей, перерабатываемой и выходящей информации;

организационные- отражают прогрессивные методы организации производства.

Показатели качества усилительных устройств. Часть 2


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: