Судебное почерковедение

Судебное почерковедение (криминалистическое изучение письма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его сущность пребывает в сравнительном изучении показателей письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого малоизвестен либо приводит к, и показателей письма, имеющихся в примерах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Письмо имеется идея человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и графическая стороны. Понятиесмысловой стороны охватывает содержание, стиль и манеру изложения, другие особенности и лексику. К графической стороне относится почерк — совокупность выработанных перемещений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При изучении письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их взаимосвязи и единстве.

Показатели, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более значительна их роль в автороведческой экспертизе. Исходя из этого список данных показателей будет рассмотрен в параграфе Судебное автороведение. Тут же мы остановимся только на показателях почерка.

В базе формирования почерка лежат навыки. Во время обучения письму человек выполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им воздействие, не охватывая наряду с этим в один момент все содержание написанного и другие элементы, каковые составляют комплексное понятие письма. В то время, когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует больших упрочнений, перемещения руки пишущего замедленны.

В следствии систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется совокупность выработанных перемещений, разрешающая выполнять письмо скоро, скорописью, не осуществляя контроль яркое выполнение каждого элемента буквы. В будущем почерк у человека приводится в Отлаженную совокупность выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Сейчас у пишущего на первый замысел выступает лишь смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм перемещений. Почерк получает устойчивость.

Подпочерком в криминалистике понимается личная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в базе которой лежит зрительно-двигательный образ исполнения рукописи, реализуемая посредством совокупности перемещений. направляться подчернуть, что такие значительные особенности почерка, как устойчивость и индивидуальность, являются предметом изучения лишь криминалистики.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психологическими изюминками данного лица и условиями обучения. В следствии в почерке закрепляются личные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.

Потому, что динамический стереотип владеет устойчивостью, при умышленном трансформации почерка происходит переход к осознанным перемещениям руки,, и в следствии наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном перемещении руки; исчезает непринужденность в почерке. Наряду с этим всякое умышленное изменение почерка кроме этого носит личный темперамент. В любом документе при достаточном количестве графического материала постоянно появляются показатели, снова выработанные пишущим. Одновременно с этим будут прорываться и показатели, характерные для его простого почерка.

Чтобы всецело поменять почерк, нужно выработать новый динамический стереотип, что фактически выясняется неосуществимым, поскольку своеобразные для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение долгого периода времени и исходя из этого становятся очень прочными, обусловливая образование в почерке многих устойчивых показателей.

Из этого, но, нельзя делать вывод, что почерк того либо иного человека есть полностью постоянным. Естественные трансформации почерка вызываются физическим и психологическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными обстоятельствами, и конкретными условиями исполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, принадлежностями и материалами письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы громадны они ни были, остаются относительными. Исходя из этого любой почерк при любых трансформациях постоянно остаётся личным, сохраняет свойственную данному лицу в этот период его жизни совокупность показателей, достаточных для графической идентификации.

Показатели почерка разделяются на две группы: неспециализированные, либо групповые, и частные, либо особенности почерка.

Неспециализированные показатели характеризуют почерк как совокупность перемещений. К ним относятся:

1. Выработанность почерка — уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в стремительном темпе, устойчивыми координированными перемещениями в соответствии с общепринятой совокупностью скорописи (рис. 1).

Из этого определения направляться, что составными элементами выработанности почерка являются координация и темп перемещений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.

2. Размер букв определяют по высоте как небольшой (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (более чем 5 мм), и по ширине букв. Размер букв — показатель устойчивый, изменяется он лишь преднамеренно либо в зависимости от целевого назначения документа (рис. 2).

3. Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строчка. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. В случае если продольные оси букв расположены по-различному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым (рис. 3).

4. Связность почерка зависит от свойства выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связанность – в то время, когда непрерывно делают не более 2-3 букв, средняя — от 4 до 6 букв, более чем 6 букв – громадная ( рис.4).

Судебное почерковедение

Рис. 1. Степень выработанности почерка: А — высоковыработанный;

Б — средний по степени выработанности; В — маловыработанный.

Этапы развития судебного почерковедения (Учебный фильм 2018)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector