Структура двигательного дефекта при дцп

Можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушения двигательного аппарата.

1. Наличие параличей и парезов.Центральным параличом называется полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез – слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения. Различают четыре вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:

1) тетраплегия– общее поражение всех четырех конечностей;

2) диплегия– поражение либо верхних, либо нижних конечностей;

3) гемиплегия– поражение либо правой, либо левой половины тела;

4) моноплегия– редко встречающееся поражение одной конечности.

2. Нарушение мышечного тонуса.Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. При ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса.

3. Повышение сухожильных и периостальных(надкостничных) рефлексов(гиперрефлексия). Такая гиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей.

4. Синкинезии(содружественные движения). Синкинезии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным.

5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов.При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище

6. Несформированностъ реакций равновесия и координации движений.Нарушения равновесия тела и координации движений проявляются в патологической походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП.

7. Нарушение ощущения движений.Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется посредством рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях.

8. Насильственное движение.К насильственным движениям относят также тремор.

9. Защитные рефлексы.К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе. Защитные рефлексы – это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы(сгибательные и разгибательные). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы

11. Позотонические рефлексы.Данные рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. К позотоническим рефлексам относят лабиринтный тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс, симметричный тонический шейный рефлекс.

Особенности организации и содержания коррекционных занятий

Коррекционно-педагогическая работа направлена на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.

Развитие компенсаторных приспособлений зависит от характера, времени и степени нарушения функций, оказания своевременной квалифицированной комплексной помощи, а также таких психологических факторов, как осознание дефекта, установка на компенсацию, социальная позиция индивида и т.д.

Организация работы с детьми может осуществляться в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наполняемость групп составляет 2–5 человек. Периодичность занятий не менее двух раз в неделю. Продолжительность коррекционных занятий определяется в зависимости от их содержания и психофизического состояния учащихся:

с группой – 25 — 45 минут;
с подгруппой – 20 — 35 минут;
индивидуальных – 15 — 40 минут.

Объединение детей в группы осуществляется на основе схожих проблем в развитии, а не общих симптомов учебных затруднений. Даже при наличии у нескольких детей одного и того же внешнего проявления трудностей в учении, причины и механизмы его возникновения у них могут быть разными, следовательно, разной будет и направленность коррекционной работы.

Для тех детей, которые самостоятельно не передвигаются, допускается проведение ежедневных индивидуальных занятий продолжительностью 30–45 минут.

Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования.

Учебный план специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями функций ОДА включает 5 направлений коррекционных занятий:
-двигательная мобильность (I–XI (XII) классы),
-социально-бытовая ориентировка (I-IV (V) классы),
-оциальное ориентирование (V(VI) — XI(XII) классы),
-сенсорное развитие (I – IV(V)классы),
-современные средства коммуникации (V(VI) — XI(XII) классы).
Основной принцип коррекционной работы с детьми с нарушениями функций ОДА 

принцип оптимальности5, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной системы уровня своего функционирования. Это значит, что избранная форма и направления коррекционной работы могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и академических успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.

При организации коррекционно-развивающей работы очень важно соблюдать ряд методических условий:

1. Необходимо ставить конкретные цели и задачи.
2. Важно создать эмоционально положительный настрой на занятие. Жизнерадостность облегчает процесс мышления, удрученность – тормозит. Эмоции дают толчок к размышлению.

3. Повышать степень развития восприятия как основы для обучения продуктивному мышлению:
еобходимо отталкиваться от уровня актуального развития и переводить ребенка в зону ближайшего развития;
организовать предметно-практические действия с реальными объектами и их изображениями;
развивать регулирующую функцию речи;
создавать мотивацию: дети особенно охотно решают те задачи, которые связаны с их деятельностью, необходимы им для достижения какой-то желанной цели.

Билет11.

11. Классификация церебрального паралича в зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств (по К.А. Семёновой).

В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств выделяют пять различных форм ДЦП (К.А. Семенова (1978):

Двойная гемиплегия – двигательные нарушения представлены тетрапарезом (ограничения движений имеются и в руках и в ногах). По своим клиническим проявлениям это наиболее тяжелая форма, при которой наиболее выражено поражение больших полушарий. Тонус мышц изменяется в основном по типу ригидности, быстро формируются контрактуры и деформации.

Спастическая диплегия по распр-ти двигательных нарушений является, так же как и двойная гемиплегия, тетрапарезом, но при этом тонус мышц изменен не по типу ригидности, а по типу спастичности. Руки поражаются в значительно меньшей степени, чем ноги, иногда лишь минимально.

Гиперкинетическая форма ДЦП. Для этой формы характерны непроизвольные движения, которые мешают выполнению целенаправленных движений (ходьбе, действиям рук и т.д.).

При атонически-астатической форме ДЦП, в отличие от остальных форм этого заболевания, парезы минимальны. Тонус мышц квалифицируется как гипотония, но при этом определяются высокие сухожильные и периостальные рефлексы и патологические рефлексы [1].

Гемипаретическая форма ДЦП характеризуется поражением одноименных конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога

41. Особенности формирования и коррекции временных представлений у д. НОДА. Ключаетсекунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. ; определение длительности временных интервалов, последовательности событий;Для формирования временных представлений у детей с ДЦП целесообразно использовать такие упражнения, как рассматривание и обсуждение серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени (части суток), игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи».

При проведении этих игр хорошо использовать цветовые символы для обозначения разных частей суток. При формировании понятий «неделя», «сегодня», «завтра», «вчера» можно использовать календарь, изготовленный из листков разного цвета, где суббота и воскресенье выделены особо. При изучении времен года и месяцев также желательно сделать календарь. Он может быть в виде часов, где каждое время года представлено своим цветом или картинкой с изображением сезонных изменений в природе.

Особое значение в овладении временными представлениями имеет систематическое наблюдение за явлениями природы, деятельностью людей, изменениями в жизни птиц и животных, зависящими от времени года и суток. Очень важно конкретизировать временные единицы через собственную деятельность детей, в первую очередь через режим дня, что особенно важно для детей, не посещающих дошкольные учреждения. К началу школьного обучения дети должны знать временные эталоны и их характеристики.

Занятие ЛФК в классе со сложной структурой дефекта

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector