В идеале о стратегиях и тактиках тренинга должно думать после доскональной проработки вопроса о наличии и уровне квалификации людей, которые будут участвовать в проведении тренинга. Однако даже у приверженцев систематичного подхода, которые твердо следуют всем его этапам, мысли о стратегиях и тактиках возникают уже
Глава 8
на ранних стадиях процесса. Поэтому нам кажется разумным обсудить этот вопрос первым, с тем чтобы прояснить, каких умений и навыков требует проведение тренинга.
Стратегии могут быть классифицированы на основании разных принципов, однако все классификации имеют общие точки пересечения. Различают централизованные и децентрализованные, тренерцентрированные и ученик-центрированные стратегии, тренинг на рабочем месте и вне рабочего места и др. Поскольку в последнее время важная роль в процессе обучения отводится ученику и навыкам научения, нам представляется правильным поговорить о стратегиях тренинга в контексте второй классификации.
Тренер-центрированная стратегия наилучшим образом описывается в терминах курса. Учебный курс структурирует тренер, который проводит учеников через серию уроков, занятий, упражнений и опытов к достижению заявленных целей. Именно он задает и контролирует темп обучения, определяет тактики и устанавливает последовательность тренинговых мероприятий. Ученик-центрированная стратегия возлагает ответственность за научение на самого ученика. Последний занимает более активную позицию, самостоятельно определяя темп и последовательность обучения, выбирая учебные материалы, тогда как тренер только оказывает поддержку ученику и предоставляет ему необходимые ресурсы.
Обе стратегии имеют свои преимущества и недостатки. Тренер-центрированная стратегия является отражением традиционного подхода, к которому мы все привыкли и в котором чувствуем себя вполне комфортно. Линейные начальники и старшие руководители приведут немало аргументов в пользу данной стратегии. Да и тренерам легче планировать, проводить и контролировать процесс обучения, используя тактики и материалы, доказавшие свою эффективность. Ученики ценят структурированные программы за то, что они направляют процесс обучения и дают возможность общаться и обмениваться опытом с другими учениками и использовать других в качестве мерила для оценки собственного прогресса.
Один из недостатков тренер-центрированной стратегии заключается в том, что для достижения всех заявленных целей ученик вынужден «продвигаться» в совершенно определенном темпе, в результате чего некоторые ученики не успевают как следует выучить или усвоить материал. Кроме того, реализация тренер-центрированной стратегии, как следует из самого названия, всецело зависит от компетент-
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
ности тренера. Тренер должен иметь не только техническую подготовку, но и принимать решения, касающиеся темпа, содержания и тактик обучения, а также владеть навыками межличностного общения, чтобы мотивировать и консультировать учеников, предоставлять им обратную связь и т. д. Подробнее об умениях, необходимых тренеру, мы поговорим ниже, но совершенно очевидно, что слабый тренер может свести на нет все преимущества тренер-центрированной стратегии.
Термин «ученик-центрированная стратегия» вовсе не означает, что тренер не несет никакой ответственности за тренинг. В том-то и заключается достоинство данной стратегии, что тренер отвечает за тренинг и контролирует процесс, играя несколько иную роль, например выступая в качестве распорядителя ресурсов, фасилитатора1 и т. п. Перенос акцента на ученика означает, что последний сам устанавливает темп и последовательность обучения, сам выбирает материал, и подразумевает более тесный контакт между тренером и учеником в плане совета, предоставления информации и обратной связи.
Подобно тому как тренер-центрированная стратегия предъявляет определенные требования к тренеру, ученик-центрированная стратегия в значительной степени зависит от мотивации и склонностей ученика, а также от его способности адаптироваться к незнакомой и внешне неструктурированной учебной ситуации. Не каждый способен сам руководить своим обучением. Кроме того, такая стратегия сопряжена с большой работой по обеспечению ресурсами и их правильному распределению и своевременному обновлению. Тренеру приходится выступать в разных качествах, и не все тренеры способны быстро адаптироваться к новой роли.
Выбор стратегии в огромной степени зависит от объекта тренинга, особенностей целевой аудитории и ограничений, с которыми приходится считаться разработчикам тренинга. Возможно использование обеих стратегий в рамках единого тренингового плана, как, например, в случае, когда ученики должны самостоятельно освоить какой-то учебный пакет перед посещением курсов. Кроме того, временные ограничения и разная степень доступности учеников могут диктовать применение разных стратегий в отношении членов одной и той же целевой аудитории.
1 От англ. facilitate — облегчать, содействовать, способствовать. — Примеч. перев.
Глава 8
Определившись с тем, какую стратегию следует применить, тренер может приступать к выбору методов, или тактик, обучения. Так же как стратегии, каждая тактика имеет свои плюсы и минусы, и они должны быть учтены тренером на стадии разработки программы.
Тактики
Лекция.Рассказ или презентация, как правило, сопровождаемые наглядными изображениями, с целью описания и разъяснения аудитории существующих практик, процедур, политики и т. п. Ученики не принимают активного участия в процессе, пока их не попросят задавать вопросы, что обычно происходит в самом конце.
Плюсы
• Тренер полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала.
• Возможность охвата большой аудитории.
• В сравнении со многими другими методами, позволяет представить больше материала за определенный промежуток времени.
Минусы
• Метод непригоден для обучения умениям.
• Недостаток взаимодействия между тренером и учениками.
• Трудность удержания внимания учеников в силу их неучастия в процессе.
• Высокие требования к мастерству лектора.
Демонстрация.Живой показ, непосредственное выполнение задания, процедуры или применение умения перед учениками, сопровождаемое объяснениями тренера или ассистента. Обычно является частью урока (сессии) или практических занятий; обеспечивает учеников моделью исполнения перед тем, как они приступят к выполнению задания.
Плюсы
• Сравнительная легкость привлечения и удержания внимания учеников.
• Закрепляет правильный образ действий, предоставляя модель исполнения.
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
• Показывает взаимосвязь между различными операциями в рамках задания.
• Возможность варьирования темпа с учетом уровня и темпов продвижения группы.
Минусы
• Необходимость тщательнейшей подготовки демонстратора во избежание ошибок.
• При неспособности группы выполнять задание в необходимом темпе может быть сопряжен с большими временными издержками, связанными с монтажом и демонтажом оборудования.
• При слишком многочисленной аудитории или слишком сложном задании возникает необходимость многократного показа.
Урок.Наиболее употребительная и гибкая тактика, имеющаяся в распоряжении тренера. Может применяться как для изучения фактов, так и для обучения умениям. Структура урока открывает возможность для активного взаимодействия тренера с учеником посредством вопросов и ответов, практики и обратной связи.
Плюсы
• В силу гибкости и адекватности может инкорпорировать другие тактики.
• Возможность варьирования содержания, темпа и подходов с учетом опыта и способностей учеников.
• Идеальный метод для обучения умениям.
7 хитрых ловушек в дебюте, в которые точно попадутся! | Chess openings traps