Страхи младшего школьника

Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека. Он становится неуверенным в себе, а иногда страхи представляют собой «кладбище» несбывшихся надежд человека.

Подавляющее большинство страхов, в той или иной степени, обусловлены особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, чаще всего, исчезают бесследно, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит об ослабленности нервной системы ребенка.

Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Страхи младшего школьника

Основатель психоанализа австрийский психиатр З. Фрейд, рассматривая детские страхи, отмечал, что между «нервными» и «нормальными» детьми нельзя провести резкой границы. Занимаясь изучением проблем своих маленьких пациентов, Фрейд подчеркивал, что многие из них одержимы фобиями. В течение месяцев или лет эти фобии ослабевают и кажутся излечимыми, но в зрелые годы могут проявиться уже в виде устойчивых неврозов. Неврозами Фрейд называл иррациональные формы поведения, когда человек при столкновении с проблемой не может преодолеть ее обычным способом, но не теряет при этом контакта с реальностью.

Г. Эбермин – австрийская писательница и психотерапевт в своих работах показывает, что увидеть взаимосвязь неправильного поведения и невроза страха и принять меры к своевременному преодолению этого страха, часто означает оказать помощь ребенку в жизненной потребности. Эбермин придерживается точки зрения, что нет ни одной болезни, которая не была бы обязана своим возникновением страху в той или иной мере. Она приводит следующие проявления феномена страха: нарушение работоспособности и умения концентрировать внимание, нервность, расстройство сна, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства, бронхиальная астма, аллергия, сверхгигиена, ночное недержание мочи и т. д.

Основным методом, предложенным Эбермин для преодоления и профилактики детских страхов, является аутогенная тренировка. Что же, по мнению западных ученых, обусловливает возникновение страха? Фрейд считал, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех последующих переживаний и страхов. Он утверждал, что мы приобретаем способность не допускать в сознание это тревожное первичное состояние, что приводит к прерыванию связи с этой первоначальной родовой тревогой, в результате чего, в нас остается некий изолированный страх, заявляющий о себе позже в форме «блуждающего тревожного состояния». В работах многих отечественных психологов рассматриваются различия между понятиями страх и тревога. Н.Д.Левитов пишет о том, что во многих состояниях тревоги значительное место занимает страх в форме опасения, но было бы неправильно считать беспокойство, тревогу и страх синонимами. Прежде всего, пишет автор, бывают состояния тревоги, в которых страх отсутствует или занимает незначительное место. В каждой тревоге перед экзаменом имеется страх, но в одних случаях он так доминирует, что лучше прямо говорить о состоянии страха, иногда принимающего форму паники, а в других случаях страх имеет форму относительно спокойного опасения.

А.И.Захаров, рассматривая понятия «страх» и «тревога» отмечает, что в них есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отчуждения чувства безопасности. Тревога, по определению Захарова, — это предчувствие опасности, состояние беспокойства, а страх – это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Тревога – это эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы. В работах А.Захарова страх делится на ситуационный (возникает в необычной или опасной обстановке) и личностный (предопределен характером человека), реальный и воображаемый, острый и хронический.

Мимические тики у младшего школьника

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector