Стороны речи у неговорящих детей

При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:

¦ Лексическая сторона речи формируется на основе представлений о семантической структуре слова: одновременное формирование денотативного, понятийного, коннотативного и контекстуального компонентов слова (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2004).

¦ Многократное повторение нового слова. Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова.

¦ Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.

Словарь ребенка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе. Аналитико— синтетическая работа со словом формирует слово как языковой знак. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счет усвоения знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Тематический принцип организации лексического материала позволяет наиболее рационально сгруппировать слова в языковом сознании ребенка. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребенку этого возраста темы. В большинстве случаев развивается лексика наиболее частотная, близкая обиходу ребенка, конкретная. В случае изначально высокой языковой способности, большого объема внутреннего лексикона (например, при временной задержке речевого развития) возможно включение в занятия менее частотных, более абстрактных слов. В любом случае лексический материал подбирается, исходя из его доступности по звукослоговому составу.

Для актуализации словаря в арсенале педагогов и родителей должна быть самая разнообразная наглядность: картинки и фотографии разных размеров и стилей; рамки- вкладыши; разборные кубики; муляжи из разных материалов (например, фрукты: вязаные, тканные, восковые, пластиковые, резиновые, деревянные и др.). Для развития лексической стороны речи традиционно используются: показ и называние картинок, игра «Чудесный мешочек» и др. Приведем примеры игр, отличающихся инновационной направленностью. В предлагаемых играх возможно изменение лексического наполнения.

Лексическая тема «Продукты питания»

«Игры с крупами». Взрослый высыпает муку на стол, предлагает ребенку опустить в нее руки, похлопать руками по муке, сопровождая речевым комментарием: «Смотри, мука! Мягкая! Мягкая мука», можно похлопать ладошками и стряхнуть с них муку, подуть на муку, сделать из нее горку, постоянно произнося слово «мука» нараспев по слогам, побуждая ребенка вопросами и интонацией к повторению слова. Затем взрослый показывает ребенку фасоль и говорит: «Бобы!», прячет фасоль в муку, предлагая ребенку найти, когда ребенок достает фасоль и муки, взрослый снова эмоционально произносит: «Бобы. Вот бобы! Тут мука». Игру можно повторять, закрепляя слова простой слоговой структуры, используя, для произнесения детьми, обобщающее понятие «еда»: манка, соль, соя, мюсли, каша и др.

Игра «Что в мешочке?». Взрослый предлагает ребенку на ощупь определить, что находится в тканевых мешочках и назвать: соль — мука; фасоль ш кофе. Специально подбираются похожие на ощупь продукты.

Игра «Напитки». Для игры понадобятся: четыре мягких игрушки или куклы; четыре прозрачных стеклянных стакана, теплая вода в кувшине, маленькие баночки с чаем, растворимым кофе, какао, пищевым красителем; столовая ложка. Взрослый показывает, что в кувшине теплая вода, прикладывая руку ребенка к кувшину, несколько раз произнося слова «теплая» и «вода», интонацией побуждая ребенка к повторению. Показывает баночки и называет несколько раз, что в них находится, вместе с ребенком нюхает содержимое баночек. Затем предлагает ребенку угостить его друзей разными напитками. Ребенок с помощью взрослого наливает воду из кувшина в стаканы. Взрослый: «Угостим Мишку чаем. Где чай? Давай заварим чай. Что мы заварили?». Ребенок кладет ложку чая в стакан и размешивает. Взрослый: «Угостим Мишку соком. Что мы дали Мишке?». Ребенок кладет ложку красителя в стакан и размешивает. То же самое с кофе и какао.

Игра «Готовим напитки». Окрашивание красками или пищевыми красителями воды в стеклянных стаканах: белым — взрослый стимулирует ребенка к произнесению слова «молоко»; красным — «сок»; коричневым — «чай», «кофе»; оранжевым — «фанта». В конце игры можно разлить напитки по стаканам из набора кукольной посуды, угостить кукол, произнося короткие фразы: «Вот кофе; На (в значении: «возьми») сок».

Игра «Мед и лук». Взрослый дает попробовать ребенку мед и лук, сопровождает пояснением: мед — сладкий, лук — горький. Демонстрируя ребенку различные изображения меда (в сотах, в банках, в бочонке и т.д.) и лука (репчатого, зеленого, порея и др.), побуждает ребенка к произнесению слов «мед» и «лук». Игру можно закончить поочередным угадыванием продукта по вкусу с последующим проговариванием названия.

Игра «Яйца». Вариант 1. Очистка вареных яиц. Закрепление слов: яйцо — яйца, чистить, скорлупа (в пассивном словаре). Вариант 2. Разбивание яиц. Закрепление слов: яйцо, белок, скорлупа. Вариант 3. Массаж рук горячими и холодными яйцами. Закрепление слов: яйцо, горячий — холодный, катать.

Игра «Лишний продукт».Исключение лишнего продукта, определяя его на вкус: например, горького продукта из ряда сладких; острого из ряда соленых и т.п. Взрослый постоянно подчеркивает качество вкуса, побуждает ребенка к повторению слов: соленый, кислый, сладкий и т.п.

Игра «Волшебные палочки». Ребенку предлагают сконструировать по образцу сковороду (из счетных палочек черного цвета), кастрюлю (из белых палочек), чашку, печь. Затем посередине «сковороды» выкладывается красная палочка — «мясо». Взрослый сопровождает все действия речевым комментарием. Взрослый спрашивает ребенка: что он положил в сковороду. Таким же образом ребенок складывает в «кастрюлю» — белую палочку — «яйцо», в «чашку» — черную палочку — «чай», в «печь» — желтую палочку — «хлеб». В зависимости от уровня развития языковой способности ребенка, взрослый может рассказать о том, что мясо на сковороде нужно жарить, яйцо в кастрюле варить, чай в чашке — заваривать, хлеб в печи — печь.

Упражнение «Баночки для бобов». Ребенок сортирует по стеклянным баночкам соевые бобы и фасоль. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению слов: «бобы», «соя», «фасоль».

Упражнение «Манты». Родители могут совместно с ребенком вылепить манты, стимулируя ребенка к произнесению этого слова.

Лексическая тема «Животные»

Игра «Сухой бассейн». Для игры понадобятся сухой бассейн и мелкие игрушки животные: коза, лиса, пони, пума, лама, косуля, бык, лев, хомяк, конь, кабан (одновременно в «сухой бассейн» рекомендуем опускать не более пяти игрушек). Взрослый предлагает на ощупь отгадать животное и назвать его, либо достать животное по инструкции.

Игра «Кот». Для игры понадобится рисунок кота с кнопками, к нему дополнительные детали, сделанные из разных материалов: нос (пуговица), когти (ракушки), усы (нитка или проволока) с кнопками. Взрослый показывает ребенку заготовку рисунка кота, побуждает ребенка назвать картинку: «киса», «кот». Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый наклеивает усы на мордочку кота, просит ребенка открыть глаза и показать, что изменилось, что появилось на мордочке кота. Далее на рисунок наклеиваются: когти, нос. Инструкция та же. Затем взрослый проводит рукой по наклеенным на рисунок частям, еще раз произнося их название, стимулируя ребенка к произнесению названий слов: киса, усы, когти, нос, лапа. Игра способствует развитию зрительного внимания и памяти.

Игра «Кораблекрушение». Для игры понадобятся: маленький аквариум или большая прозрачная миска с водой, мелкие резиновые игрушки, ложка. Взрослый рассказывает, что произошло кораблекрушение нужно, спасти животных, достать их ложкой из воды и назвать. Для закрепления обобщающих понятий можно поместить в воду животных и птиц предложить ребенку, «спасая» рассаживать животных и птиц в разные лодки.

Пальчиковая игра «Олень». Ребенок и взрослый поднимают руки вверх и скрещивают их, широко раздвигают пальцы, головой и руками делают легкие наклоны вперед. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названия животного (олень), которое у них получилось.

Игра «Отгадай загадки». Подбор картинок и называние животных, подходящих к описанию. Например, «Высокий, пятнистый …(олень); серый, колючий … (еж); рыжая, пушистая… (лиса).

Игра «Кто как передвигается?». Для игры понадобятся: мягкие игрушки (конь, змея, птица, рыба, зайка); набор разноцветных камней для аквариумного дизайна. Взрослый называет ребенку игрушки и от их имени предлагает ребенку отгадать загадки. Отгадывая загадку, ребенок либо показывает соответствующую игрушку, либо называет ее. За каждый верный ответ животные подарят ему волшебный камушек: чем больше камушков он соберет, тем больше обрадуется мама. Взрослый спрашивает ребенка: «Кто скачет? Кто ползает? Кто летает? Кто плавает? Кто прыгает? »

Игра «Кто как ест»? Для игры понадобятся: фотографии или рисунки собаки (пес), кошки (киса), козы, петуха; разноцветная фасоль (красная и белая). Взрослый называет, кто изображен на фотографии, стимулирует ребенка к повторению или воспроизведению соответствующих звукоподражаний; просит ребенка снова отгадать загадки. Отгадывая загадку, ребенок либо показывает соответствующую фотографию, либо называет ее. Взрослый объясняет ребенку, что за каждый верный ответ он будет получать в подарок белую фасолину, а за каждый неправильный — красную. Если в конце игры у него будет больше белых фасолин, чем красных, то он получит в подарок стикер с изображением животного. Вопросы: Кто лакает молоко? Кто грызет косточку? Кто жует сено? Кто клюет семечки? Если уровень речевого ребенка уже достаточно высокий, возможно продолжение игры. Взрослый вместе с ребенком составляют фразы по опорным картинкам: пес грызет косточкУ; коза жует травУ.

Игра «Кто как голос подает»? Для игры необходимы: фотографии животных и птиц и на компьютере (голубь, ворона, кот, воробей, свинья, петух, сова, овца, курица, лягушка, корова, гусь, волк, лошадь, утка, пес), аудиоэнциклопедия голосов животных и птиц. Взрослый демонстрирует ребенку фотографии, называет их, рассказывает, кто как голос подает и предлагает ребенку отгадать. Если ребенок верно укажет (скажет), кто так подает голос, то он услышит его. В случае затруднений взрослый подсказывает ребенку ответ, но через некоторое время снова задает ему ту же загадку. Картинки демонстрируются ребенку по четыре на экране и группируются следующим образом (группировка связана с видом слоговой структуры, вначале демонстрируются фотографии, названия которых доступны для произнесения ребенком): кот, сова, овца, пес; гусь, волк, утка, сова; голубь, петух, утка, овца.

Повторения названий остальных животных на данном этапе логопедической работы от ребенка требовать не нужно. Вопросы: Кто воркует? Кто каркает? Кто мяукает? Кто чирикает? Кто стрекочет? Кто хрюкает? Кто кукарекает? Кто ухает? Кто блеет? Кто кудахчет? Кто ква-кает? Кто мычит? Кто гогочет? Кто воет? Кто ржет? Кто крякает? Кто лает?

Игра «Узнай животное по голосу».Ребенку выдаются игрушки, изображающие животных. Затем либо воспроизводится аудиозапись голосов животных, соответствующим игрушкам; либо взрослым воспроизводится звукоподражание, а ребенок показывает на соответствующую игрушку. Взрослый стимулирует ребенка к повторению звукоподражаний: например, сообщая ребенку: «Поговори с кисой на ее языке (мяу) и она потанцует для тебя».

Игра «Идем в гости». В разных концах комнаты взрослый выставляет игрушки, изображающих животных, названия которых доступны для повторения ребенком. Между ними выкладывается дорожка: из видиокассет, камушков, карандашей и т.п. Ребенку необходимо пройти по дорожке, не сходя с нее, чтобы прийти в гости к животным. Когда ребенок доходит до очередного животного, взрослый вопросом: «Кто тебя здесь ждет?» стимулирует ребенка к произнесению названия животного. На дороге можно положить небольшие препятствия, которые ребенок должен перешагнуть или перепрыгнуть. В игре развивается крупная моторика, закрепляется изученная лексика.

Упражнение «Разрезные картинки». Взрослый разрезает фотографии животных, ребенок складывает их для получения целостного изображения. Называет картинки.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector