Стимуляция сенсомоторного развития

Развитие общения и деятельности является важнейшим фактором сенсомоторного развития ребенка. Уже в процессе ситуативно-личностного общения разнообразные стимулы окружающей среды приобретают для ребенка социальное значение. В связи с этим развиваются процессы восприятия и формируются ассоциативные связи между зрительными, слуховыми, тактильными, обонятельными и вкусовыми раздражителями. Восприятие приобретает целостность и обобщенность, необходимую для развития номинативной, а затем и сигнификативной функции речи.

Для стимуляции сенсорного развития применяются разнообразные приемы. Так, Е.Ф.Архипова рекомендует начинать с формирования умения фиксации и взором за лицом взрослого, находящегося на расстоянии 0,5-1 метра от глаз ребенка. Затем можно использовать яркие звучащие предметы.

Развитию зрительного восприятия способствуют игры-забавы, направленные на формирование фиксации взора и прослеживания. Любимая игра малышей, основанная на проявлении ориентировочной реакции, — «ку-ку»: предмет (игрушка, человек) прячется и появляется со стереотипным проговаривание: ку-ку, ааа, вот он и положительными эмоциями взрослого. Если ребенок с ДЦП не включается в игру, нужно попытаться вызвать у него двигательную реакцию пассивно, т.е. поворачивая голову ребенка и перемещая его в сторону раздражителя.

Для развития способности зрительного восприятия и различения цвета используются наборы игрушек с аксессуарами основных цветов спектра. Например, для четырех кукол подбираются комплекты одежды красного, зеленого, синего и желтого цветов. Аналогично подбираются другие предметы: посуда, сумки, мебель, домики и т.п. В играх формируются способности различения цветов и их названия. Естественно, что и в окружающей среде выделяются предметы того же цвета, который усваивает ребенок.

Аналогично может отрабатываться зрительное и осязательное восприятие величины предметов. Е.Ф. Архипова рекомендует для развития осязания использовать поглаживание ладоней ребенка ворсистой щеткой, вкладывать в руки ребенка предметы, имеющие разную фактуру поверхности.

Важно обучать ребенка захвату и удержанию предметов, в процессе которых развивается ручная умелость и зрительно-моторные координации. И. Филипяк отмечает, что у грудного ребенка сначала формируются движения головой, потом движения рук, направленные на хватание и манипулирование, и только потом – способность удерживать тело в определенной позе и перемещать его.

В младенчестве ребенок переходит от рефлекторного хватания к произвольному под контролем зрения между 2-4 месяцами жизни. На 3-4 месяце ребенок может несколько секунд удерживать в руке предмет, участие в этом принимают только 3-5 пальцы и прилежащая к ним часть ладони. С 4-5 месяца начинается довольно длительный период освоения хватания. Базовым движением является протягивание руки в сторону предмета, которое можно наблюдать у 4-месячного ребенка в положении лежа на спине и на животе. К 5 месяцам ребенок использует «ладонное» хватание, т.е. прижимает предмет к ладони 2-5 пальцами, а большой палец только касается предмета. Ладонь сгибается к запястью.

К 6 месяцам хватание становится ладонно-пальцевым. Оно характеризуется тем, что при согнутой к запястью ладони 2-5 пальцы толкают удерживаемый предмет к большому пальцу. Затем этот захват совершенствуется, ладонь уже не сгибается к запястью, и хотя большой палец все еще не участвует в захвате, его активность возрастает. К 7 месяцам можно наблюдать характерные попытки захвата небольших предметов. При этом ребенок скатывает предмет в середину ладони с согнутыми 1-5 пальцами (2-3 пальцы могут быть частично выпрямлены)

К 8 месяцам хватание можно охарактеризовать как «пальцевое». Предмет удерживается между 2-5 пальцами и большим пальцем, находящимся в оппозиции. Между предметами и ладонью есть видимое пространство. На 8 месяце жизни движения большого пальца совершенствуются, и это дает возможность удержания мелких предметов «ножницами». Предмет прижимается большим пальцем к боковой стороне согнутого 2 пальца, 3-5 пальцы при этом тоже согнуты.

На 9 месяце появляются попытки «щипцеобразного» захвата.

Для развития способности захвата у ребенка с ДЦП необходимо в указанной последовательности настойчиво работать, вкладывая в руку ребенка предметы разного размера и пассивно придавая руке необходимое положение. Эти действия нужно производить в игровой форме, постепенно уменьшая уровень поддержки.

Необходимо обратить особое внимание на развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры поверхности предметов – различение гладкой и ворсистой, жесткой и упругой, сухой и мокрой поверхности и т.д.

Для развития ориентировочной реакции на звуки рекомендуется также использовать классические игры с прятаньем и нахождением источника звука, например, колокольчика. Замечено, что большинство людей любит музыку. Поэтому можно использовать музыку для установления первичного контакта с ребенком и привлечения его внимания к звукам.

Не менее важно целенаправленно вести работу по формированию сенсомоторных предпосылок развития артикуляции (см. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ: ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ).

В начало

И.А. Смирнова «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у детей с ДЦП». СПб, 2004

Мозжечковая стимуляция Learning Breakthrough Program — Balametrics

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector