Стихотворные размеры

БАЗЫ ТЕОРИИ ПОЭЗИИ

ПРОЗА и Поэзия

проза и Поэзия – два главных художественной речи. Каждое литературное произведение написано или в поэтической, или в прозаической форме.

Поэзией именуют ритмически упорядоченную обращение. Поэзия отличается от прозы привнесением в обращение дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка. Считается, что поэзия появилась раньше прозы: в дописьменный период произведения хранились в народной памяти и передавались из уст в уста. Дабы тексты легко запоминались, им придавали стихотворную, т.е. ритмически упорядоченную форму. Наряду с этим ошибочно считать, что рифма есть необходимым показателем поэзии. Стихи смогут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Поэтическая обращение отличается тем, что записывается стихами — ритмически упорядоченными строчками. В отличие от поэзии,проза – это устная либо письменная обращение без деления на соизмеримые отрезки; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесённость синтаксических конструкций.
Отдельная строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому примеру, именуется стихом (некорректно «стихом» именовать стих).

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ.

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) совокупность стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – метод организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строчков стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были созданы Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий метод к сложению стихов Русских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах русского стихотворства», 1739). К середине XVIII века таковой метод организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером знают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного либо нескольких безударных (не сильный) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для хороших размеров стопа состоит или из двух слогов (ямб и хорей – двусложные стихотворные размеры), или из трёх (дактиль, анапест и амфибрахий – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа есть минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий.

Хорей, либо трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)
| – | – | – | –
| – | – | – |

В этом случае перед нами пример 4-стопного хорея. (Наряду с этим направляться учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с простым словесным ударением, и в слове время от времени возможно два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» владеет двумя ритмическими ударениями. Лишнее ритмическое ударение именуется пиррихием).

Ямб (от заглавия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги.
Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
В то время, когда не не в серьез занемог…
(А.С. Пушкин)
– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В этом случае перед нами пример 4-стопного ямба.
Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» — Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими только пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня ко мне.
(И. Ильф, Е. Петров)
– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба.

Комедия А.С. Грибоедова написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения употребляется различное количество стоп в ямбических строчках:

Молчать!
Страшный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)
– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |
Это пример разностопного ямба. В каждой из строчков от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздушное пространство усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)
| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля.

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, целый издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)
– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного амфибрахия.
По синим волнам океана,
Только звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)
– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия.

Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Укажи мне такую обитель,
Я для того чтобы угла не видал…
(Н.А. Некрасов)
– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста.

РИФМОВКИ и РИФМЫ

Поэтические строчки смогут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Нерифмованная поэзия, выполняющая правила того либо иного стихотворного размера, именуется белым стихом.

Шёл трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
(С.В. Михалков)

Белый стих направляться отличать от верлибра (свободного стиха), что не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы лишь наличием членения на стиховые отрезки. хороший пример верлибра в русской поэзии – стих А.А. Блока «Она пришла с мороза…».

Рифма (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в последних слогах строчка. Говоря о рифмах, направляться иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, как совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на правильные и неточные.
Правильная рифма – рифма, в которой все звуки (согласные и гласные) совпадают (куст – безлюден, волн – полн).

И необычной близостью закованный,
Наблюдаю за чёрную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль
(А. Блок)

Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.

Мой письменный верный стол!
Благодарю за то, что шел
Со мною по всем дорогам.
Меня защищал – как шрам
(М. Цветаева)

По размещению ударения в рифмующихся словах либо сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строчка.

Ожидай меня, и я возвращусь.
Лишь весьма ожидай.
Ожидай, в то время, когда наводят грусть
Желтые дожди…
(К. Симонов)

В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строчка.

Слова их скупы и случайны,
Но взгляды ясны и упрямы,
Им древние открыты тайны,
Как строить каменные храмы
(Н.Гумилев)

Но значительно чаще в русской поэзии видится чередование женских и мужских рифм.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Тщетный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Финала нет
(А. Блок)

Значительно менее видится дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строчка).

Ночи сумасшедшие, ночи бессонные,
Речи несвязные, взгляды усталые…
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!
(А. Апухтин)

В случае если рифма оканчивается на гласный звук, она именуется открытой, а вдруг на согласный – закрытой.

По размещению рифм в строчках стихотворения выделяют пара видов рифмовок:
1. смежная, либо парная – рифмуются соседние строчки (аабб),

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни словно бы годы;
И окно высоко над почвой,
И у двери стоит часовой!
(М. Лермонтов)

2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строчка (абаб),

Я не обожаю себя, в то время, когда я трушу,
Обидно мне, в то время, когда невинных бьют.
Я не обожаю, в то время, когда мне лезут в душу,
Тем более – в то время, когда в нее плюют
(В.Высоцкий).

3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)

В то время, когда иногда я на тебя наблюдаю,
В твои глаза вникая продолжительным взглядом:
Загадочным я занят беседой,
Но не с тобой я сердцем говорю
(М. Лермонтов).

В случае если при смежной рифмовке рифмуется более двух строчков, то такие рифмы именуются тройными, четверными и многократными.

В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: супруга, дочь, —
А я запомнила одно: ночь
(М. Цветаева).

В случае если в стихотворении на всем протяжении употребляется лишь одна рифма, оно именуется монорим (от фр. «одна рифма»).

В то время, когда станете, дети, студентами,
Не разламывайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами,
Над континентами и морями,
Не якшайтеся в том месте с оппонентами,
Поступайте хитро с соперниками.
А как кончите курс эмитентами
И на работу отправитесь с патентами –
Не смотрите на работе доцентами
И не брезгайте, дети, презентами!
Окружайте себя агентами,
Рассказываете неизменно комплиментами,
У глав будьте клиентами,
Утешайте их жен комплиментами,
Угощайте старая женщина пеперментами –
Воздадут вам за это с процентами:
Обошьют ваш мундир позументами,
Грудь украсят лентами и звёздами!..
(А. Апухтин).

Стихотворные размеры

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector