Становление мировоззрения как стержневая перспектива личностного развития

Возраст ранней юности, в котором перед человеком впервые во всей глубине и остроте встает вопрос о смыслежизни, предполагает решения молодыми людьми, юношами и девушками, целого ряда психологических, личностно значимых задач. Это, во-первых, осмысление и формирование в структуре своей личности устойчивого мотивационного ядра, т. е. такой системы мотивов жизнедеятельности, которая позволяла бы сохранять ясное ведение жизненных целей, несмотря на обилие внешних препятствий. Во-вторых, выработку в себе психологической гибкости и умения ладить с различными людьми, усваивать нужную и отвергать бесполезную информацию. Это, в-третьих, выработку у себя достаточной степени лично независимости и форм поведения, соответствующих социально ценным образцам. Это, в-четвертых, выработку активной и просоциально ориентированной жизненной позиции, установок и взглядов, которые не отвергали бы сложность бытия во всех его проявлениях, а, наоборот, отражали бы многомерность мира. Это, в-пятых, формирование у себя высоких умственных, эстетических и этических запретов и требований к себе, а также системы общения, отражающих пределы, и эволюционные принципы и перспективы человеческого развития.

Речь, таким образом, идет о том, что именно становление и выработка мировоззрения, т. е. системы взглядов и оценок действительности и своего места в мире — вот что является стержневой перспективой личностного развития в ранней юности. Именно мировоззренческий поиск, включающий в себя выбор ценностных ориентации, выработку социальной и экзистенциальной рефлексии, углубленный самоанализ, стремление открыть для себя подлинное искусство, подлинную философию и даже сформулировать свой подлинный символ веры — вот что определяет духовные искания в ранней юности. И в этих процессах особенно зримо проявляются такие экзистенциальные и культурные параметры личности как высота — низость; глубина -мелкость, широта — узость. Неспособность или нежелание воспринимать трагическое в искусстве и в жизни, склонность отдавать предпочтение внешним и стереотипным формам определенного стиля в музыке (которая, кстати, может специально разрабатываться как признак молодежной субкультуры, например, «рок-музыка» или «психоделическая музыка», т. е. явно коммерческие виды музыкальных шумов, предназначенные для индуцирования трансовых измененных состояний сознания), увлечение современной техникой лишь в качестве потребителя — разве все это не характеризует определенный социальный тип молодого человека? Так же как бритая голова, высокие со шнуровкой ботинки и майка с джинсами — другой социальный тип. И агрессивные бритоголовые, и одурманенные наркотиками томные хиппи — всего лишь продукт специально предназначенной для молодежи массовой эрзацкультуры, общее направление которой — предложить юношам и девушкам желательные и удобные формы поведения с заранее вложенными в них смыслами. Точно таким же образом китайские хунвейбины 60-х или 70-х годов или советские комсомольцы 20-х — 30-х годов XX века — типичный пример несамостоятельного решения, т. е. нерешения проблемы отношений с жизнью и миром. В наше время, когда в республиках разрушенного Союза советских социалистических республик процветает безработица и бандитизм, наркомания и проституция, когда разрушены общественные идеалы построения общества равных прав и возможностей и на деле осуществляются принципы олигархического распоряжения судьбами миллионов людей, жизненно важная задача каждого юноши и девушки приложить максимум усилий для того, чтобы поддержать друга и подругу, напрячься и попытаться получить столь необходимое для выработки научно обоснованного мировоззрения высшее образование. И, главное, не сдаваться, помнить: развитие человека и общества неравномерно. В нем происходят скачки и перерывы. Возможны откаты назад. Но история человечества доказывает: эволюция в целом необратима. А, значит, задача молодых людей —развивать свое мышление, память, чувства, приобщатся к подлинным достижениям человеческой культуры, не овладев которой невозможно прожить полноценную жизнь, объективный смысл которой — оставить развивающее культурное наследие для будущих поколений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Укажите временные границы ранней юности и ее основные психологическое содержание.

2.Перечислите важнейшие предпосылки успешного прохождения молодыми людьми этого возрастного этапа.

3.Дайте определение общей психологической цели молодых людей в
возрасте ранней юности.

4.Чем объясняется повышенная тревожность в возрасте ранней юности?

5.Перечислите и объясните типичные личностные черты молодых людей
в возрасте ранней юности.

6.Дайте психологический анализ феномена «первой любви».

7.Проанализируйте психосоциальные показатели признания личностной
зрелости молодых людей в возрасте ранней юности. Раскройте двойственность социального положения молодого человека в этот период.

8.Проанализируйте психологические отличия в дружбе между юношами
и девушками.

9.Опишите психологические процессы и состояния, свойственные ран
ней юности и становления мировоззрения как стержневую перспективу
личностного развития.

Формирование мировоззрения у толпы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector