Средневековая философия арабского востока

На европейскую средневековую культуру значительное влияние оказали арабская философия и наука. Социально-экономический и культурный уровень стран Восточного средиземноморья вплоть до XII в. был выше, чем в Европе. Образование в VII в. Арабского халифата способствовало появлению на Востоке нового центра культуры. Особенно большое значение приобрел Багдад. Здесь развивались механика, математика, медицина, богословие. Органической частью арабской науки были философские идеи. Следует отметить, что в основе арабской культуры лежало осмысление духовного наследия Персидского государства (III – VII вв.), Византии и античности. Багдадская арабская философская школа, а затем, после упадка в X веке Багдадского халифата, и ее ответвления – кордовская школа в Испании, Бухара, Басра, Ургенч, Исфахан, Мерв, Нишапур, Самарканд – являлись крупными духовными центрами. В них развернулась интенсивная переводческая деятельность, благодаря которой античное научное и философское наследие сохранилось для мировой культуры в текстах на арабском языке. В Багдадском «Доме мудрости» в IX в. работали выдающиеся переводчики и ученые, существовала публичная библиотека. В VIII-IX вв. распространились учения Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Гелена, Гиппократа, Эвклида, Архимеда, Птолемея. Поощрялись комментарии к ним.

Арабская наука демонстрирует выдающиеся достижения в различных областях. В математике была усовершенствована позиционная система счисления («арабские числа»), обоснована алгебра как самостоятельная область, заложены основы тригонометрии. Видными математиками были Мохаммед аль-Хорезми из Средней Азии, аль-Баттани (858 – 927). Выдающийся врач Закария Рази (864 – 925) создал своеобразную медицинскую энциклопедию. В физике наиболее известно имя аль-Хайсама (965 – 1039) из Басры. Его труды по оптике высоко ценились в европейской науке эпохи Возрождения и Нового времени. Ученым-энциклопедистом из Средней Азии был аль-Бируни (973 – 1048), который в своих сочинениях развивал знания по математике, астрономии, физике, географии, геологии, ботанике, этнографии, истории. Он определил длину окружности Земли, высказал предположение об обращении Земли вокруг Солнца, описал календарные системы разных народов.

Философская традиция в арабском мире начинается с творчества аль-Кинди (800 – 879) из Басры, которого называют «философом арабов». Образование аль-Кинди получил в Багдаде. Занимаясь переводами античных книг, он выработал собственную позицию: философия должна сочетаться с естественнонаучными знаниями, а не только с теологией. Аль-Кинди разделил знания на чувственные и разумные. Особую роль он отводил математике, считая ее основой разумных знаний. Философию же рассматривал как вершину знаний о всеобщей истинной природе вещей.

Продолжает философскую традицию аль-Фараби (870 – 950) из Фарабы (территория современного Казахстана), который также получил научное и философское образование в Багдаде. Его интересы были связаны с учением Аристотеля по логике. Он собрал, систематизировал, прокомментировал его труды и написал несколько собственных сочинений о законах мышления, за что получил титул «Второго учителя» (после Аристотеля). Аль-Фараби создал и знаменитую классификацию наук. В ней он затронул самый широкий круг философских проблем от метафизики до этики и социальной философии.

Арабская богословская философия была направлена на истолкование Корана. Мутакаллимы (от араб. калам – слово, речь) были его защитниками, они полагали, что Коран несет в себе священное слово. Оппоненты мутакаллимов – мутазилиты не признавали абсолютной истинности Корана, потому что он сотворен Аллахом во времени и связан с условностью человеческой речи. В своих дискуссиях они нередко выходили за пределы теологии в область философских проблем. Некоторые арабские философы утверждали, что философия и религия — две самостоятельные области духовной жизни и сферы их влияния не следует смешивать. Характерны для теологических дискуссий и традиции религиозного вольнодумства, например в творчестве поэта из Бухары Омара Хайяма (1048 – 1131).

Абдаллах Ибн-Сина (980 – 1037), латинизированное имя – Авиценна – юрист, блестящий знаток мусульманского права, математик, физик, автор руководства по медицине, талантливый врач. Таджик по национальности, родился и долгое время жил в Бухаре, завершил образование в Багдаде. К философии пришел через изучение «Метафизики» Аристотеля в переводе Аль-Фараби. В арабском мире его называли «князем философов». Исследовал природу с точки зрения структуры вещей: материя представляет собой множество, богатство вещей, разум – их единство, смысл, общие черты, первопричиной же мира является Бог. Разработал учение об эманации (от лат. emanation – истечение), в котором представлял Бога в виде света, истекающего в мир. Свет входит в мир через ряд последовательных космических ступеней, озаряет его и дает возможность человеческому разуму познавать и мир, и Бога. Необходимым введением ко всякому интеллектуальному труду считал логику, потому что она соотносится с логичностью божественной деятельности, проявляющейся в причинной обусловленности природы.

Видным представителем теологического философствования с элементами мистицизма был аль-Газали (1059 – 1111), иранец по происхождению. Получил образование в Багдаде, где затем стал руководителем теологической академии. Признавая необходимость математики и естественных наук в практической жизни, аль-Газали в то же время защищал чистоту религиозной сферы от воздействия на нее научно-рационального мышления. И в этом смысле он подверг критике Ибн-Сину и аль-Фараби, полагая, что они заблуждались, преувеличивая роль естественных наук и тем самым ставя под сомнение некоторые догматы мусульманства. Тем самым он заложил основы своеобразного символа веры в мусульманских странах Ближнего Востока и вывел теологию из-под влияния философии.

Оригинальная философская традиция сложилась и в западном регионе арабского мира. Во-первых, в Кордовском халифате она была основана на своеобразном взаимодействии мусульманской ортодоксии с иудейскими и христианскими течениями. В Кордове существовала прекрасная библиотека, в которой было собрано около 400 тыс. рукописей. Во-вторых, в этот период арабская философия в целом уже шла к упадку, а средневековая философия Западной Европы — к расцвету.

Родом из Сарагосы был врач, математик и философ Ибн Баджжа (ок. 1070 – 1138). Его латинизированное имя – Авемпаце. Его философская позиция была близка аль-Фараби и противоположна аль-Газали. В сочинении «Руководство отшельника» он противопоставляет философию и религию. Философия доступна лишь одаренным людям, а религия — большинству людей. Но и в этих условиях возможно моральное совершенствование, единство этики и знания. Совершенная духовная жизнь есть высшее блаженство. Путь к ней – через сложный процесс познания. Познание направлено от чувственных форм к свободным от материи вечным формам.

Последователем Ибн-Баджжи стал философ, врач, математик, поэт Ибн-Туфейль (1110-1185) из Гранады. Его латинизированное имя – Абубацер. В романе «Живой, сын бодрствующего» с рационалистических позиций изложил религиозную идею бытия мира и места в нем человека. Человек появляется в мире в результате сочетания природных элементов, он должен сам развивать свои естественные способности, учиться познавать единство мира в многообразии природы и приходить к Богу как высшему источнику этого единства. Разумное обоснование подлинной естественной религии, свободной от предрассудков и мистики обычных верований — такова главная мысль Ибн-Туфейля.

Идеи Ибн-Туфейля получили дальнейшее развитие в творчестве выдающегося мыслителя арабского и европейского средневековья – Ибн-Рушда (1126 – 1198). Его латинизированное имя – Аверроэс. Родом из Кордовы, жил в Севилье, умер в Марокко. Теолог, философ, математик, медик. Создал философскую систему, близкую к системе Аристотеля. Оставил многочисленные комментарии к трудам Аристотеля и Платона с учетом достижений арабской науки. Основные философские проблемы решал с позиций материализма и рационализма. В онтологии последовательно признавал активность материи, благодаря которой образуются вещи. Существование мира считал вечным, акт творения мира богом отрицал. В гносеологии основой познания называл ощущения, утверждал идею активности разума. Цель познания – открыть вещи такими, какими они существуют. Спор между философией (наукой) и религией решал через выяснение различий в способах их размышлений. Философия основана на доказательстве, религия – на риторике, образном познании. Но принципиального противоречия между ними нет. Философия должна с позиций разума трактовать самые общие положения в религиозных текстах, а частные положения усваиваются людьми посредством веры. На этом основании теологию считал бесполезной. Идеи Ибн-Рушда получили развитие в средневековой философии Западной Европы.

Таким образом, наука и философия средневекового арабского Востока является несомненным достояние мировой культуры. Она оказала влияние на духовное развитие Европы, стала источником многих теоретических проблем и практических знаний.

Араба-исламская философия.avi

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector