Спутниковый аварийный радиобуй

Спутниковый аварийный радиобуй
Структура системы КОСПАС-САРСАТ: ELT — аварийное радиосредство; PLB — персональный радиобуй; EPIRB — аварийный радиобуй; LUT — станция приема и обработки информации; MCC — центр управления системой; RCC- спасательно-координационный центр; SAR — служба поиска и спасания.

Глобальная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ объединяет российскую часть КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов и самолетов) и американскую — САРСАТ (Search and Rescue Satellite Tracking). Космический сегмент системы составляют искусственные спутники Земли, обращающиеся на круговых околополярных орбитах на высоте 850 и 1000 км от поверхности Земли с периодом обращения 103 и 105 мин соответственно для спутников САРСАТ и КОСПАС. Одновременно на орбитах в рабочем состоянии находится 4-6 спутников.

Наземную часть системы составляют станции приема и обработки информации (СПОИ), центры управления системой и аварийные радиобуи (АРБ), которыми снабжаются суда и самолеты.

Радиус зоны радиовидимости со спутника составляет около 2500 км. При пролете спутника над земной поверхностью на каждом витке зона покрывает полосу в 5000 км. На каждом последующем витке эта полоса смещается. Если АРБ попал в зону радиовидимости данного спутника, то аппаратура спутника принимает и запоминает передаваемый им сигнал, а если не попал, то сигнал будет принят следующими спутниками, в зону радиовидимости которых попадет АРБ.

Когда зона радиовидимости спутника накроет местоположение СПОИ, то сохраняемая аппаратурой спутника информация сбрасывается на СПОИ, где она декодируется и передается в центр управления системой, который доводит ее до сведения соответствующей службы поиска и спасания. Временная задержка в доставке аварийного сигнала от радиобуя до спасательно-координационного центра составляет в среднем около 100 мин; она сокращается с развертыванием сети СПОИ.

Определение местоположения радиобуя основано на использовании эффекта Доплера, заключающегося в том, что вследствие движения приемника (спутника) относительно передатчика — источника излучения колебаний постоянной частоты (радиобуя) изменяется частота колебаний, воспринимаемых приемником. При известных на любой момент координатах спутника каждому значению доплеровского сдвига частоты соответствует определенная линия на земной поверхности, а пересечение линий, полученных за время нахождения радиобуя в зоне радиовидимости спутника, дает местоположения передатчика. Погрешность определения местоположения лежит в пределах 2-3 миль.

Спутниковый аварийный радиобуй
Аварийный радиобуй

Аварийные радиобуи АРБ-406 излучают на частоте 406,025 МГц. Каждые 50 с они вырабатывают посылку длительностью 0,5 с и мощностью 5 Вт. Посылка содержит блок несущей частоты и коды типа пользователя (судно, самолет и т. д.), наименование страны-владельца АРБ и идентификационный номер, закрепленный за судном. Радиобуй должен также излучать сигнал на частоте 121,5 МГц, который служит, главным образом, для привода воздушных судов.

Радиобуй имеет автономное питание, обеспечивающее его устойчивую работу в течение 24 ч. Буй может работать, находясь в шлюпке, на плоту или на открытой части судна, кроме помещений, экранированных металлическими конструкциями (переборками, палубами и т. п.). Он обладает положительной плавучестью и может работать с водной поверхности.

Буй должен иметь механизм ручного отделения с места его установки на судне и гидростатическое устройство автоматического отделения, срабатывающее при погружении на глубину 4 м. После свободного всплытия буй включается в работу автоматически.

Буй снабжается плавучим линем, позволяющим буксировать его на воде или закрепить на судне, в шлюпке или на спасательном плоту.

Радиобуи, выпускаемые различными изготовителями, отличаются по конструкции. Для включения в работу одних из них достаточно отделить буй от крепления и перевернуть; другие имеют трехпозиционный переключатель Выключено-Тест-Включено, причем последняя позиция защищена чекой от случайного включения. Для контроля включения предусмотрен световой индикатор.

Каждый член экипажа судна должен быть обучен пользованию радиобуем системы КОСПАС-САРСАТ.

Прием системой КОСПАС-САРСАТ сигнала радиобуя АРБ-406 является основанием для развертывания поисково-спасательной операции.

К продолжению

Видео уроки для моряков. ГМССБ. Аварийный Радио Буй.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector