Спорт как компонент физической культуры

Термин «спорт» (распространенный эквивалент в ряде языков — Спорт) связывается в современном интернациональном лексиконе с очень неравнозначными понятиями. В некоторых языках, в особенности в британском и немецком, он часто распространяется на преобладающую часть физической культуры, а подчас чуть ли и не на все ее компоненты.

При квалифицированных попытках отдифференцировать понятие «спорт» от смежных понятий его неизбежно так или иначе связывают с соревновательной деятельностью как особенной формой реализации людских возможностей, разрешающей максимально распознать, наглядно сравнить и справедливо оценить те либо иные деятельностные силы, качества, способности в намерено созданных для этого условия. Как раз этим в первую очередь он отличается от других видов деятельности, среди них и тех, где соревновательный момент есть одним из моментов, а не своеобразной базой деятельности (к примеру, конкурсы в театральном мастерстве). Понятие «спорт» в узком смысле этого слова относится, так, к собственно-соревновательной деятельности: спорт – фактически соревновательная деятельность, своеобразной формой которой есть совокупность соревнований, исторически сложившаяся в области ФК как особая сфера унифицированного сравнения и выявления людских возможностей.

Вместе с тем ясно, что сущность спорта в целом ни при каких обстоятельствах не сводится только к достижению чисто соревновательных целей. Как деятельность, разносторонне влияющая на самого человека, и как сфера многообразных межчеловеческих контактов, которые связаны с общесоциальными отношениями, спорт имеет и более глубочайший суть.

Достижение высоких спортивных результатов нереально без достаточно прекрасно отлаженной совокупности подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, каковые складываются между тренерами, судьями и спортсменами, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на различных уровнях, начиная от спортивного коллектива и заканчивая соревнованиями разного интернационального уровня.

Соревновательная деятельность – исторически сложившаяся совокупность состязаний, направленная на сравнение и выявление людских возможностей (в области физической культуры – физических качеств (свойств) и умений рационально пользоваться ими).

Исходя из этого в широком истолковании понятие «спорт» с определенным основанием распространяют на собственно-соревновательную деятельность, особую подготовку к ней, и на своеобразные отношения, достижения и нормы, появляющиеся на базе данной деятельности, взятые в единстве. Из этого, вшироком смысле,спорт – собственно-соревновательная деятельность, особая подготовка к ней, конечно своеобразные поведенческие нормы и межчеловеческие отношения, складывающиеся на базе данной деятельности.

В собственном жизненном воплощении спорт — это и неуклонное рвение человека раздвинуть видимые границы собственных возможностей, и целый мир чувств, порождаемых неудачами и успехами на этом пути, и одной из наиболее самовоспитания личности и действенных средств воспитания и сложный комплекс межчеловеческих взаимоотношений, и популярнейшее зрелище, и одной из самых известный интернациональных перемещений, и другое. Не просто так спорт занял большое место как в физической, так и в духовной культуре современного мира и его социальная значимость возрастает .

В изложенном понимании спорт — частичный синоним понятия «физическая культура». Но лишь частичное. Отождествлять всецело эти понятия неправомерно ни логически, ни эмпирически. Физическая культура в определенном отношении шире спорта: она включает в себя не только громадную ( преобладающую) часть спорта, но и ряд других, очевидно отличающихся от нее компонентов (большая часть школьной физической культуры, входящая в содержание неспециализированного физического образования; производственная физическая культура, включенная в совокупность научной организации труда; лечебная физическая культура; гигиеническая — повседневно-бытовая гимнастика и др.). Иначе, спорт относится не только к физической культуре. В принципе видом спорта может стать любой вид деятельности, совершенствующий человеческие свойства, если он оформляется как предмет спортивного состязания и функционирует по законам спортивного совершенствования. И не смотря на то, что большинство современных видов спорта входит в содержание физической культуры, в далеком прошлом существуют и становятся бессчётнее виды спорта, не имеющие ее своеобразных показателей или имеющие только очень косвенное к ней отношение ( шахматный и шашечный спорт, спортивное авиа-, авто-, судомоделирование и т.д. — по большому счету говоря, все виды спорта, успехи в которых не определяются конкретно физической активностью спортсмена). Так, соотношение физической спорта и культуры характеризуется громадным, но далеко не полным совпадением. Из этого справедливо обширно распространенное выражение: «спорт и физическая культура» и определение последнего, как: «спорт» — это совокупность материальных и духовных сокровищ, создаваемых и применяемых обществом для особой подготовки людей к соревновательной деятельности в разных видах спортивных дисциплин.

Достижение высоких спортивных результатов вероятно лишь в том случае, если имеется прекрасно отлаженная совокупность подготовки спортсмена. Она является совокупностью методических баз, условий и организационных форм тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на базе определенных правил и снабжающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Совокупность подготовки спортсмена включает в себя четыре больших блока:

O совокупность спортивной ориентации и отбора;

O спортивную тренировку;

O совокупность соревнований;

O внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.

Главная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она есть главной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специальный педагогический процесс, выстроенный на совокупности упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Наиболее значимым компонентом в совокупности подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, метод и средство подготовки спортсмена. Соревнования определяются как особая сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, разрешающая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их большие проявления (соревновательная деятельность). «Соревновательная и» спортивная «деятельность » обычно употребляются как синонимы, но смысловое значение и содержание каждого из них существенно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное публичное явление, поскольку она затрагивает разные сферы деятельности человека. Достижение большого результата нереально без включения в сферу спорта громадного количества людей разных профессий. Социологи, доктора, педагоги, физиологи, инженеры, эксперты из аппарата управления, сферы мастерства, материально-технического обеспечения и многие другие снабжают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями судьбы общества.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в собственном безотносительном значении как фактически соревновательная деятельность. И в этом замысле это имеется своеобразная двигательная активность человека, осуществляемая, в большинстве случаев, в условиях официальных соревнований на пределе психологических и физических сил человека, конечной целью которой есть установление публично значимых и личных результатов.

Фактически соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования — серьёзный фактор познания людских формирования и возможностей этических взаимоотношений, и форма общения между людьми либо группами людей.

Конечным результатом соревновательной деятельности есть спортивное достижение, которое характеризуется количественным либо качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение — это показатель способностей спортсмена и спортивного мастерства, выраженный в конкретных итогах.

Спортивная и соревновательная деятельность, проведение и организация разного рода соревнований органически вливаются в спортивное перемещение, поскольку во всех направлениях последнего (массовый спорт и общедоступный спорт высших достижений) они играются значительную роль. Из этого спортивное перемещение — это социальное течение, спортивная практика в сфере спорта и массового спорта высших достижений.

Массовый спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Во многих государствах мира эти разновидности включены в перемещение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в ходе систематических занятий решается множество задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, увеличения собственного физического состояния (кондиции).

Базу общедоступного спорта образовывает школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базисной физической подготовленности и оптимизацию неспециализированной физической дееспособности в совокупности воспитания и образования (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, университеты и др.).

Так, школьно-студенческий спорт снабжает неспециализированную достижение и физическую подготовку спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное перемещение входит кроме этого профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, разные виды восточных единоборств и борьбы в военно-воздушных, десантных, частях и внутренних войсках особого назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт является средством поддержания нужного уровня работоспособности, увеличения физической подготовленности людей, каковые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное перемещение кроме этого входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, сохранения и оздоровления организма определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений (громадной спорт) — деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, каковые приобретают признание у общества, на увеличение как собственного престижа, так и престижа команды, а на наибольшем уровне — престижа Отчизны.

Успехи в громадном спорте вероятны лишь благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с громадными физическими и психологическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает громадную ответственность на спортсмена; большая цена каждой неточности, каждого неудачного старта делается причиной, определяющим твёрдые требования к его психике. В этом главная специфика спорта высших достижений.

Одновременно с этим спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении методов и средств подготовки, стимулирует массовое спортивное перемещение, создавая ориентиры достижений.

Современный спорт высших достижений кроме этого неоднороден. На данный момент в нем наметился последовательность направлений:

O супердостиженческий (любительский) спорт;

O опытный спорт;

O профессионально-коммерческий спорт;

O достиженческо-коммерческий спорт;

O зрелищно-коммерческий спорт.

Супердостиженческий (любительский) спорт на данный момент все больше получает показатели опытного спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, в большинстве случаев, являются студентами, обучающимися либо солдатами, что дает им право именовать себя любителями (не смотря на то, что доходы их на данный момент довольно часто граничат с доходами специалистов). Спортсмены-любители практически в любое время строят собственную подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях разрешает им поднять собственный рейтинг, а в будущем, перейдя в чистые специалисты, добиться более высоких платов.

Главное отличие профессионально-коммерческого спорта от так именуемого супердостиженческого любительского содержится в том, что он начинается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их возможно воплотить в подготовке спортсменов-специалистов. На совокупность соревнований спортсменов-специалистов влияют определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в долгой серии стартов, следующих друг за другом, что связано с материальными вознаграждениями за любой старт в соответствии со «ценой» атлета на «спортивном рынке». Вследствие этого часть специалистов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы лишь 2-3 раза в годичном цикле. В течение долгого периода времени они поддерживают высокий, но не большой уровень подготовленности.

Спортсменов-специалистов возможно поделить на три группы.

К первой группе направляться отнести спортсменов, каковые стремятся удачно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе направляться отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в наибольших соревнованиях. Основная их задача — успешное выступление в разных кубковых, стратах и коммерческих соревнованиях по приглашению.

К третьей группе направляться отнести спортсменов-ветеранов, в особенности специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и довольно высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство для высоких заработков и зрителей.

Промежуточное положение в спортивном перемещении между общедоступным (спортом) и массовым спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в совокупности детских спортивных школ, клубов, секций.

По статистике, в Республике Беларусь число занимающихся на разных стадиях долгой подготовки в спортивных школах следующее:

O начальной подготовки — 76,8%;

O начальной и углубленной специализации — 47,1%;

O спортивного совершенствования — 28,3%;

O высшего спортивного мастерства — 12%.

Для чего поступать на факультет физической спорта и культуры / Утренний эфир

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector