Специальные условия получения образования детьми с умственной отсталостью в инклюзивных образовательных организациях.

При подозрениях на отклонения в развитии у ребенка воспитателям необходимо ориентировать родителеи? на уточнение уровня его интеллектуального и психического развития, которое осуществляется учителями-дефектологами, педагогами-психологами, врачами-неврологами, при необходимости — психиатрами. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются отклонения в интеллектуальном развитии, не- обходимо определить пути коррекционно-педагогическои? работы с ребенком и оказать педагогическую поддержку его родителям.

Педагогическая помощь детям с интеллектуальными нарушениями реализуется в различных образовательных учреждениях. Дети с нарушением интеллекта традиционно воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях трех видов: компенсирующего, предназначенного для обучения детеи? с нарушением интеллекта; комбинированного, имеющего как группы для нормально развивающихся детеи? , так и группы компенсирующего вида для детеи? с нарушением интеллекта; общеразвивающего, предназначенного для обучения нормально развивающихся детеи? . В таких образовательных учреждениях могут воспитываться и дети с легкои? степенью умственнои? отсталости, но для этого должно быть организовано необходимое психолого-педагогическое сопровождение . Дошкольники с отклонения- ми в умственном развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут получать коррекционную помощь в группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь родителям может положительно влиять на организацию жизни ребенка в семье, расширение и становление его контактов с новыми взрослыми и сверстниками, его социализацию в дальнеи?шем.

Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Становится очевидным, что появление такого воспитанника в массовом образовательном учреждении возлагает огромную ответственность на педагогов, которые должны обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях массовои? группы.

Воспитатели должны быть профессионально готовы к встрече с умственно отсталым ребенком и взаимодеи?ствию с ним. Такои? ребенок в группе нормально развивающихся детеи? требует особого к себе отношения . Однако воспитатель не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важно выбрать для него удобное место во время организованнои? деятельности, чтобы ребенок все время находился в поле зрения воспитателя или помощника воспитателя, чтобы в случае затруднении? ему легко было оказывать помощь.

Ребенок с нарушением интеллекта нуждается в специальных методах, приемах и средствах воспитания и обучения, которые учитывают особенности его развития. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностеи? развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детеи? в группе. Воспитание нераздельно связано с коррекционнои? работои?, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только традиционную воспитательную, но и коррекционно- педагогическую работу. Наиболее эффективными в работе с умственно отсталыми детьми являются игровые, наглядные и практические методы обучения .

Отбор методов воспитания и обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями детеи?, а также степенью выраженности нарушения развития, спецификои? вторичных отклонении? в развитии, участием семьи в воспитательном процессе. Наиболее доступны для детеи? дошкольного возраста с отклонениями в развитии практически-деи?ственные методы воспитания. Метод приучения и упражнения используется при формировании навыков социального поведения, навыков самообслуживания и хозяи?ственно-бытовых умении?, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-деи?ственные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами. Адекватность восприятия информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностеи? ребенка. На начальных этапах воспитательные возможности бесед, рассказов, разъяснении?, чтения художественнои? литературы значительно ниже, чем у нормально развивающихся детеи? . Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житеи?ского и социального опыта не позволяют большинству детеи? с отклонениями в развитии в полнои? мере осваивать нравственно-этическии? потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительныи? смысл . В этои? связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающеи? ребенка жизни, личного опыта педагога. Для детеи? дошкольного возраста с отклонениями в развитии деи?ствия, поступки, привычки воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет — непререкаемым и неоспоримым. В отличие от обычных сверстников, дети с нарушениями интеллекта очень прочно психологически и социально связаны с педагогом, стремятся быть во всем похожими на него. Поэтому трудно переоценить роль педагога в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-деи?ственном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальнои? ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка — их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) — абстрактныи? заменитель (фишка или инои? символ поощрения: флажок, звездочка и пр.) — только словесное поощрение. Методы наказания также имеют практически деи?ственныи? характер, так как словесное порицание, тем более в резкои? форме, категорически неприемлемо.

Закон об Образовании. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector