Современные представления о технологиях педагогического процесса

теория воспитания и Современная дидактика пробуют ответить на вопросы: «как обучать результативно?», «при каких условиях педагогический процесс получает черты педагогической разработке?». Появилась научная отрасль педагогики «Педагогическая разработка», которая занимается изучением наиболее воспитания и рациональных путей обучения, проектированием и конструированием педагогических процессов. Кроме научного нюанса понятие «педагогическая разработка» представлено процессуально-описательным (метод процесса, совокупность целей, правил, содержания, способов, средств) и процессуально-действенным (яркое осуществление педагогического процесса) качествами.

В педагогической литературе видятся понятия «педагогическая разработка», «образовательная разработка», «разработка обучения», «разработка воспитания». Первые два термина употребляют в большинстве случаев как синонимы. Второй и третий из них подчеркивают воспитания процессов и специфику обучения. Употребляется кроме этого понятие «технологический подход к воспитанию и обучению», обозначающее процесс конструирования педагогического процесса в самом неспециализированном виде, представление его в форме метода, не учитывая специфики отдельных шагов. Так, характеризуя содержание понятия «разработка» в педагогике, нужно осознавать неоднозначность его трактовки.

Обратимся к происхождению этого термина. «Разработка» (от греческих слов techne – мастерство, мастерство, умение и logos – учение, наука) – учение об умении, мастерстве что-то делать. Понятие разработки обширно употребляется в производстве, постройке, разных видах научно-производственной деятельности. Так, в соответствии с словарю русского С.И. Ожегова, разработка – это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, и научное описание способов производства. В начальном смысле разработка свидетельствует производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства (механизмы, технические средства, станки и т.п.). Рвение людей достигнуть рассчетных результатов с мельчайшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов ведет их к технологизации производственных процессов. Ответственной чертой разработки выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.

Вышеназванные преимущества разработок стали причиной тому, что они стали деятельно попадать в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, образование и медицину. В первый раз понятие «разработка» появляется в педагогике в середине XX века в связи с попытками «технологизировать» педагогический процесс посредством технических средств, а после этого реализовать идеи программированного обучения. В 70-е века и годы педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. После этого широкому применению термина «разработка» в педагогике содействовало развитие IT обработки и хранения данных (информации), каковые начали обширно употребляться в сфере образования.

Для иллюстрации разнообразия подходов к определению понятия «разработка» в педагогике приведем его трактовки некоторыми исследователями данной неприятности.

  • Педагогическая разработка — проект определенной педагогической совокупности, реализуемый на практике; содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая разработка – порядок функционирования и системная совокупность всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых с целью достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
  • Педагогическая разработка – это продуманная во всех подробностях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с абсолютным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателей; совокупность процедур, неукоснительное исполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата (В.М. Монахов).
  • Педагогическая разработка – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный комплект и компоновку форм, способов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая разработка – это определяемая целями конкретной педагогической совокупности и возможностями ее объектов, обеспечивающая достижение этих целей последовательность познавательных действий обучающегося и снабжающая их реализацию последовательность состояний образовательной среды и организационно-управленческих действий педагога (Г.Н. Петровский).
  • Разработка педагогическая – совокупность опытных умений действия на детей в контексте сотрудничества с ними во имя их активного сотрудничества с окружающей действительностью (Н.Е. Щуркова).
  • Педагогическая разработка – это строго точное воспроизведение и научное проектирование обеспечивающих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

С учетом сказанного выше возможно предложить следующее определение. Педагогическая разработка — это точное воспроизведение и научное проектирование определенной последовательности способов педагогического сотрудничества, обеспечивающей достижение запланированного результата либо создающей условия для его успехи.

Следовательно, характерными чертами (показателями) педагогических разработок являются (по И.И. Прокопьеву):

1) диагностичная цель либо совокупность задач;

2) строгая последовательность педагогических операций (действия, способы, приемы);

3) гарантия успехи цели (задач);

4) управляемость педагогического процесса;

5) циклический темперамент, другими словами повторяемость отдельных операций.

Один полный цикл педагогической разработке (педагогического сотрудничества) включает следующие процессы:

— педагогическое диагностирование;

— постановка диагностируемых задач и целей;

— конструирование, проектирование педагогического сотрудничества субъектов между собой и со средствами воспитания и обучения;

— реализация спроектированного педагогического сотрудничества;

— управление, другими словами анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование.

Все эти процессы, составляющие разработку, сами смогут рассматриваться как технологии. Соответственно выделяют: а) разработку конструирования педагогического процесса, включающую анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Это единство разработки конструирования содержания, технологии конструирования материальных технологии и средств воспитанников деятельности и конструирования педагога. Результатом реализации этих разработок есть проект педагогической деятельности в виде замысла, замысла-конспекта либо конспекта урока или других форм организации обучающихся, в виде замысла работы классного начальника, замысла организации разнообразных форм воспитательной работы, общешкольного замысла учебно-воспитательной работы и др.; б) разработку осуществления педагогического процессакаксовокупность разработок передачи информации, организации разнообразных видов деятельности обучающихся, стимулирования их активности, корригирования и регулирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Выделяют кроме этого разработку педагогического общения.Названные разработки рассматривались либо еще будут рассматриваться нами в соответствующих темах.

В целом структура педагогической разработке возможно представлена как единство содержательного и процессуального компонентов. Содержательный компонент со своей стороны представлен концептуальной составляющей (совокупность знаний об инструментарии успехи целей, об эффективности процесса обучения и т.п.); диагностической составляющей (опытная компетентность педагога, уровень обученности и культурности обучающихся, их личные изюминки и т.п.); дидактической составляющей (содержание, способы, формы, средства педагогического процесса). Процессуальный компонент – воплощение на практике проекта педагогического процесса.

направляться выделить, что педагогический процесс осуществляется как разработка в том случае, если его цель и итог описываются совершенно верно, конкретно, диагностично. Цель, по утверждению В.П. Беспалько), диагностична, в случае если имеется строгое, правильное описание формируемых знаний, умений, особенностей личности, разрешающее отличить их от всех других; для обнаружения диагностируемых знаний, умений, особенностей имеется инструмент измерения их сформированности; имеется шкала для их оценки.

Вот из-за чего кое-какие исследователи показывают, что в строгом смысле разработками являются как раз технологии обучения, при чем в основном предметно-ориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные (образовательные) разработки. При личностно ориентированных разработок куда сложнее осуществить диагностику (контроль) успехи целей, каковые относятся к сфере психологического развития, универсальных свойств обучающихся.

Подобные рассуждения возможно совершить и в отношении понятия «разработка воспитания». Оно используется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных изюминок (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность обеспечивать достижение определенного результата и др.). Часто говорят не о технологии воспитания, а о технологическом подходе к организации воспитательной составляющей педагогического процесса. Более детально технологии обучения и воспитания будут охарактеризованы в третьем разделе курса педагогики.

3. Соотношение понятий «педагогическая разработка» и

«воспитания и методика обучения»

Определяя понятие «педагогическая разработка», мы пользовались терминами: способ, прием, метод, средство. Эти же термины применяют, в то время, когда дают определение методике преподавания определенного предмета либо методике воспитательной работы. К тому же, эти понятия различаются.

Под методикой в большинстве случаев знают совокупность средств и методов осуществления педагогической деятельности в ходе воспитания и обучения. Одновременно с этим методика – педагогическая наука, изучающая 1) закономерности, содержание, средства и методы обучения определенному учебному предмету (личная методика); 2) особенности организации воспитательного процесса в разных образовательных университетах (методика воспитательной работы). Но методика изучает разнообразные способы (приемы) и средства педагогического процесса, не выстраивая их в определенной логике, по определенному методу.

Разработка отличается от методики как раз собственной алгоритмичностьюи нацеленностью на определённый диагностируемый итог. Попутно увидим, что педагогическая разработка не сводится к методу как правильной репродукции действий, поскольку учитывает и допускает в определенных пределах творчество воспитанников и педагогов.

Имеется и другие подходы к различению разглядываемых понятий. Методика в основном раскрывает совокупность деятельности педагога на уроке либо во внеклассной воспитательной работе (что и в какой последовательности излагать, какие конкретно средства применять, как организовать разные этапы урока и т.п.). Разработка наровне с деятельностью педагога обрисовывает деятельность самих обучающихся. Помимо этого, методики имеют мягкий, рекомендательный темперамент, а технологии более жестко предписывают определенную последовательность действий обучающихся и педагога, отступление от которой может мешать достижению рассчетных результатов. Разработки предоставляют возможность их воспроизводить, методики же воспроизвести намного тяжелее. Они в основном основаны на интуиции, традиции, личностных качествах педагога. Разработка неизменно научно обоснована, базируется на определенных философских, психотерапевтических либо педагогических теориях, каковые не зависят от личности педагога.

Вопрос о том, какое из этих понятий шире — педагогическая разработка либо методика, дискуссионный. направляться дать согласие с Н.И. Запрудским в том, что на данный вопрос нельзя ответить конкретно. В рамках разработки преподаватель может применять локальные авторские методики и, напротив, в рамках авторской методики может применять элементы известных разработок.

Методическое сопровождение педагогического процесса в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector