Формы МТ:
1. Встречная торговля-операции купли-продажи, при которых в едином документе предусматриваются взаимные обязательства сторон принять в оплату поставленных 1 из сторон товаров частично денежные средства и частично товары, или провести безденежный обмен товарами. Причины – неравномерное экономическое развитие стран, как следствие – нехватка финансовых средств у отдельных стран (для неразвитых стран); расширение рынков сбыта (для развитых стран).
1.1. Бартер – Т1 обменивается на Т2 без использования денежных средств – безвалютный эквивалентный обмен товарами равной стоимости. Сдвоенный контракт купли-продажи. Особенности – в определении сторон (Б-Контракт; обе стороны – поставщик 1 и Поставщик 2; либо краткое фирменное наименование). В предмете контракта прописыжвается, что стороны обязаны обменяться товарами (название, краткая характеристика, физический объем поставки с каждой стороны; если несколько товаров – спецификация; указываются базисные условия поставки); цены – согласовываются на одинаковых базисных условиях, затем делаются поправки на процесс поставки; налоги, сборы, пошлины – самостоятельно без взаимных расчетов; штрафы – прописать материальную ответственность сторон. Если поставщие неизвестен – обязать быть первым, если он против – обязать предоставить банковскую гарантию
1.2. Компенсационная торговля – Т1 – промышленное оборудование, Т2 – продукция, выполненная на полученном оборудовании + $. Поставка оборудования на условиях коммерческого кредита.
1.3.
Операции с давальческим сырьем (толлинг)
Перерабатывающее предприятие с одной стороны (Т2), а с другой – поставщик нефти (Т1). Деньги могут быть и с одной, и с другой стороны. Работают нефтепереработка, легкая и пищевая
1.4. Откуп техники, бвшей в употреблении С одной стороны – новый мерседес, с другой – старый с доплатой. В основном – транспортные средства (авто, самолеты), офисная техника.важный момент – бренд. Стали исользовать и на внутреннем рынке.
2. Торги/ тендеры – метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при которых покупатель или Заказчик объявляет конкурс для продавцов на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и псоле сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях. Через торгои продают машины и оборудование, крупные партии сырья, выполняются НИ, проектные работы, сооружаются промышленные и социальные объекты. Торги проводят заказчики как государственного, так и частного секторов экономики. Законодательство большинства высокоразвитых стран разрешает организациям, финансирующимся из гос.бюджета, размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги. Дается минимальная сумма, превышение которой недопустимо для размещения заказа. Исключение – уникальное оборудование, экстренные закупки при ликвидации стихийных бедствий и приобретения за счет специальных межправительственных соглашений. Украина в 2001г. переняла такой опыт. Первым делом организуется тендерный комитет из технических экспертов, коммерческие эксперты, представители администрации, председатель комитета – рук-ль предприятия. Функции – организационная работа по проведению тендера (объявления, условия, распространение между участниками, анализ предложений и решение о победителе). Условия торгов – документы, содержащие порядок представления предложений, порядок рассмотрения предложений комитетом, порядок приянтия решений о передаче заказов. Также – технические и коммерческие условия будущего контракта, перечень специальных гарантий, которые должны предоставить участники торгов. Виды торгов:
2.1. Открытые – объявление об их проведении печатаются в специализированных газетах и журналах, возможность участия всех желающих. При проведении поставщики выкупают условия торгов у тендерного комитета.
2.2. Закрытые – приглашения к участию рассылаются наиболее известным поставщикам (авторитетные, крмпетентные фирмы с устойчивым финансовым положением – 5-7 штук). Проводятся на поставки дорогостоящегообрудования с высокими техническими характеристики, сложные подрядные работы. Для объектов важного значения два ээтапа: открытые предквалификационные торги (продавцы предоставляют материалы с подтверждением их высокой компетентности (отзывыв и перечисление объектов); комитет проводит анализ и определяет круг фирм, допущенных к участию. Комитет может направить представителей к предыдущему заказчику. Второй этап – собственно закрытые торги.
Порядок проведения торгов – вспоминай лекцию (пример с космпьютерами). Для исключения возможности отказа от поставки условия торгов предусматривают банковскую гарантию серьезности предложения (1-3% от суммы предложения).
Торги также бывают гласные и негласные (без вскрытия). Решение о передаче заказа: при первом – публикуются в журналах, при вторых – в конфиденциальной форме.
У подрядчиков могут просить дополнит ельную банковскую гарантию (до 10% стоимости).если выгодно государству – может выделить льготный кредит или выступить гарантом.
3. Аукцион – периодически действующий центр посреднической торговли реальными товарами с индивидуальными свойствами. Аукцион – продажа методом публичного торга в заранее установленное время в заранее назначенном месте товаров или имущества заблаговременно выставленных для осмотра. Они достаются покупателю, который предложил самую высокую цену. Виды:
3.1. По масштабу охвата
3.1.1. Национальные
3.1.2. Международные – 2-4 раза в год в крупных торговых центрах (как правило, портовые). Для их проведения существуют специализированные коммерческие фирмы.
3.2. По инициатору проведения
3.2.1. Принудительные – судебными органами или другими органами валсти с целью взыскания долгов с неплательщиков, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, заложенного и невыплаченного в срок имущества
3.2.2. Добровольные – организуются по инициативе владельца товаров для наиболее выгодной реализации. По попределнным товарам (табак, мех, щетина, чай, пряности). Они не обладают свойствами заменяемости и имеют индивидуальные особенности.
3.3. По методу ведения торга
3.3.1. Гласные – аукционист объявляет минимальную цену и покупатели делают надбавки
3.3.2. Немые – цена объявляется продавцом, а покупатели жествами показывают подъем цены, чтобы скрыть свои действия от конкурентов.
3.4. По движению цены
3.4.1. С повышением цены
3.4.2. С понижением цены – на скоропортящийся товар, с испоьзованием электронных средств (на табло высвечивается лот и цена), идет снижение цены до определнной отметки. Лот выставляется трижды, после этого уничтожается.
3.5.
3.5.1. Заочные – не требую присутсвия
3.5.2. Электронные – с использованием интернет
4.Биржа- форма регул. Финкционирование рынка товаров,продаваемых по стандартам или образцам
Биржевая деятельнось концентрируется в местах массового производства и потребления товаров. Биржевая торговля проводится по специфическим видам товаров крупных партий в отсутствие товаров по образцам,стандартам и описанию. Проводится регулярно с учетом концентрации спроса и предложения, отличается гласностью торгов. Свободным ценообразованием. Проводится биржевыми посредниками.
Виды:
1. По виду биржевого товара: товарная, товарно-сырьевая, валютная, фондовая,труда
2. По принципу организации: пубоично-правовая, частно-правовая
3. По форме участия посетителей в торгах: отрытая, закрытая
4. По номенклатуре товаров: универсальная, специализированная
5. По месту в межд. торговле: межд., нац.
6. По объекту Продаж: реальный товар, фьючерс.,опцион.,смешан.
Мировая экономика. Лекция 4. Международная торговля