Совершенная душа, рожденная со специальной миссией на благо человечества.

По достижении самадхи некоторые души добровольно сохраняют это Знания. Но это не создает привязанности [к мирскому. — В.Е. ]. Оно подобно линии, проведенной на воде6.

Испытавшие самадхи лично единогласно утверждают, что давать какие-либо словесные или иные определения — бессмысленно. Оно выходит за пределы мысли, а значит, и слова. Вот что говорит об этом один из авторитетнейших индийских йогов нашего столетия Свами Шивананда (1884-1963): Состояние садахи не поддается описанию. Язык не способен выразить его. Оно вне пределов досягаемости ума и речи. Ведь и в обыденном опыте невозможно объяснить вкус яблока тому, кто никогда его не пробовал, невозможно объяснить слепому, что такое цвет. Состояние самадхи есть полное блаженство, радость и покой. Вот и все, что можно сказать о нем. Чтобы постичь его, нужно пережить его самому.

В самадхи, т.е. в состоянии сверхсознания, меди тирующий утрачивает свою индивидуальность и становится тождественным высшей Самости (supreme Self). Он становится воплощением блаженства, покоя и знания. Вот и все, что можно сказать. Испытать это можно через постоянную медитацию7.

Образное определение самадхи дает Рамакришна:

Учитель. …Когда ум достигает седьмого уровня, эго полностью исчезает, и человек входит в самадхи.

Видхай. Что видит человек после того как, достигнув седьмого уровня, познал Брахмана?

Учитель. Происходящее после достижения умом седьмого уровня не может быть описано. Лодка, попавшая в черные воды, уже не может вернуться. Никто не знает, что происходит с ней после этого. Поэтому лодка ничего не может сообщить нам об океане. Как-то раз соляная кукла решила измерить глубину океана. Но едва она вошла в воду, как тут же растаяла. Кто теперь расскажет нам о его глубине? Тот, кто мог бы рассказать, растаял. По достижении седьмого уровня разум уничтожается, человек входит в самадхи. То, что он тогда ощущает, нельзя описать словами8.

6 The Gospel of Sri Ramakrishna. Originally recorded in Bengali by. M., a disciple of the Master. Transl. into English with an introduction by Swami Nikhiiananda. — Mylapore — Madras — 4, India: Sri Ramakrishna Math, 1986. — P. 499-500.

7 Sri Swami Sivananda. Samadhi Yoga. — Distt. Tehri — Garhwal, U.P. Himalayas, India: The Divine Life Society, 1983. — P. 282.

8 The Gospel of Sri Ramakrishna, p. 170.

Поскольку самадхи как таковое неописуемо, когда мы говорим о нем, речь может идти только о субъективных ощущениях, сопровождающих подъем Кундалини в Сахасрара-чакру и предшествующих наступлению собственно самадхи; о том, как человек, находящийся в самадхи, воспринимается сторонним наблюдателем, т.е. с точки зрения обыденного, анальногенитального сознания. Описаний того и другого в индийской литературе множество. Сошлемся еще раз на авторитет Рамакришны.

Существует множество видов самадхи. Мой собственный духовный опыт соответствует тому, что я слышал от садху [бродячий аскет. — В.Е. ] из Хришикеша. Иногда я ощущаю, как духовная струя внутри меня поднимается, словно ползущий муравей. Иногда ее движение напоминает скачки обезьяны, прыгающей с ветки на ветку. Иногда это похоже на плывущую в воде рыбу. Только испытавший это знает, что это такое. В самадхи человек забывает о мире. Когда ум немного спустится вниз, я говорю Божественной Матери [Богиня Кали, жрецом которой был Рамакришна. — В.Е. ]:

Матерь, пожалуйста, исцели меня от этого. Я хочу поговорить с людьми.

Никто кроме Ишваракоти после достижения самадхи не может вернуться на уровень относительного сознания. Некоторые обычные люди через духовную дисциплину достигают самадхи, но они не возвращаются. Но когда Сам Бог в качестве Инкарнации рождается человеком, держа в Своих руках ключ к освобождению других, тогда, ради блага человечества, эта Инкарнация в состоянии возвращаться из самадхи к мирскому сознанию.

(Обращаясь к самому себе). Держит ли Учитель в своих руках ключ к освобождению человека?9

Трайланга Свами как-то сказал, что человек осознает множественность, разнообразие потому, что рассуждает. Находясь в состоянии самадхи, человек покидает тело через двадцать один день. Духовное сознание невозможно без пробуждения Кундалини. Человек, постигший Бога, отличается некоторыми признаками. Он становится подобным или ребенку, или сумасшедшему, или человеку совершенно бездеятельному, или призраку. Кроме того, он твердо убежден, что он — машина, а оператор — Бог, что только Бог — Делатель, а все прочие — Его орудия1.

Йоги говорят о различных видах самадхи, но, поскольку, как уже было сказано, самадхи как таковое — вне слов и

9 Ibid. p. 237.

10 Ibid. p. 245.

определений, понимать это, видимо, следует в том смысле, что в виду имеются различные пограничные состояния, отличающиеся друг от друга в зависимости от конкретных способов и техник, с помощью которых они достигнуты. Именно в таком смысле высказывается Рамакришна. Вообще говоря, существуют два вида самадхи. Первое — стхита, или джада самадхи. Оно достигается следованием по пути знания [джнана. — В.Е. ], в результате разрушения это при помощи рассуждения. Второе — бхава самадхи. Оно достигается следованием по пути бхакти [любовь к Богу. — В.Е. ]. В этой второй разновидности самадхи сохраняется след эго, подобный линии, чтобы верующий мог насладиться Богом, вкушая Его лила11. Но если человек привязан к женщинам и золоту, ему этого не понять12. Различая джада и бхава самадхи как достигнутые разными путями (джнана и бхакти), Рамакришна тут же замечает: Джнана и бхакти — одно и то же. Разница примерно такая: один говорит вода, а другой — кусок льда13.

В другом месте Рамакришна высказывается несколько иначе.

Учитель. Господин, пожалуйста, опишите нам самадхи.

Пандит. Существуют два вида самадхи: савикальпа и нирвикальпа. В нирвикальпа самадхи действие разума полностью прекращается.

Учитель. Да. Ум полностью принимает форму Реальности. Различия между медитирующим и объектом медитации не существует. Есть еще два вида самадхи: четана и джада. Нарада и Шукадева достигли четана самадхи. Верно, господин?

Пандит. Да, господин, это так.

Учитель. Далее, существуют унмана самадхи и стхита самадхи. Верно, господин?

Не найдя, что сказать, пандит промолчал.

Свами Шивананда относительно различных видов самадхи пишет следующее. По раджа-йоге, самадхи бывает двух видов, а именно: сампраджната и асампраджната. В первом случае семена самскар не уничтожены. Во втором — самскары сожжены и уничтожены полностью. Поэтому

11 Игры Бога. Термин, употребляемый в вишнуизме для характеристики творения Богом материального мира явлений, приписывающий этому акту и самим явлениям спонтанность и свободу.

12 The Gospel of Sri Ramakrishna, p. 812.

13 Ibid.

14 Сохраняющиеся в уме воспоминания о мыслях, чувствах и действиях человека в его предыдущих жизнях. Определяя мысли и поступки человека в данной жизни, образуют основу его личности, эго. Cамадхи первого вида именуется сабиджа самадхи (с семенем), а второго — нирбиджа самадхи (без семени, т.е. самскар). Сампраджната самадхи ведет к асампраджната самадхи.

Сампраджната самадхи известна также под названием савикальпа самадхи, или сабиджа самадхи. Оно дает совершенное знание об объекте медитации. Ум, отвлекаясь от всех иных объектов и будучи постоянно направленным на объект созерцания, усваивает его природу. В этом самадхи йог овладевает всеми силами, контролирующими природу. Сампраджната самадхи бывает четырех видов, а именно: савитарка, савичара, саананда, асмита самадхи15.

Существует много иных классификаций самадхи, различия между которыми, по-видимому, зачастую чисто терминологические (одни и те же или аналогичные пограничные состояния в разных системах и школах йоги обозначаются по-разному)16. Общим для всех, видимо, следует считать, как об этом и сказано у Рамакришны, деление самадхи на два типа: с частичным сохранением эго, т.е. личности, самосознания, и без него. Для их обозначения в йоге, среди прочих, широко употребляются термины савикальпа самадхи (буквально: с различием, т.е. с некоторым еще сохраняющимся в сознании различением субъекта от объекта) и нирвикальпа самадхи (без различия) — наивысшее состояние, когда эго растворяется в Абсолюте без остатка.

В.В. Евсюков

15 Sri Swami Sivananda. Samadhi Yoga, p. 289-290.

16 У того же Рамакришны самадхи, достигаемое через бхакти, в одном случае именуется бхава, в другом — четана. — The Gospel of Sri Ra-niakrishna, p. 478, 812.

Earth 2160 (ЛК). 4-2 миссия (На благо человечества)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector