Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функционально-смысловые типы речи”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.
а) Жили-были дед да баба, и была у них курочка – Ряба. Снесла как-то курочка яичко, да не простое, а золотое…_____________________________________
б) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, — его некорректное поведение. ________________________________________________________________________________
в) “Чёрный принц” Айрис Мёрдок – роман о любви, любви которая редко случается в жизни реальной, но которую ждут порой всю жизнь и всю жизнь о ней мечтают… ______________________________________________________________
г) Романы Драйзера — это романы о незбывшейся “американской мечте” молодого поколения, которое грезило о любви, заслуженно высоком социальном положении, перспективной работе, деньгах, о счастье, наконец, но грёзы эти остались лишь иллюзией. В этом трагедия романов писателя и бесконечная притягательность к ним читателей. ________________________________________________
4.Прочитайте нижеследующие тексты и определите, к какому функциональному стилю речи они относятся.
Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.
Текст 1_______________________________________________________________
– Разруха, Филипп Филиппович!
– Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, — нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от этого слова. Это – мираж, дым, фикция! — Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти. – Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно разруха сидит не в клозетах, а в головах…(Михаил Булгаков)
Текст 2__________________________________________________________
Вот перед нами Михаил Булгаков двадцатых годов – смесь авангарда с консерватизмом, личность, которую можно было либо принимать, либо отвергать, независимый писатель. Новым руководителям ключевых позиций в идеологии и культуре такие люди мешали. Эти критики, редакторы или писатели видели идеал не в плюрализме, но в одностороннем исповедании восторжествовавшей идеологии. Многообразие им было подозрительно. Они подавляли неугодных – будь то Анна Ахматова, Осип Мандельштам или Михаил Булгаков; они поощряли середняков и подхалимов.
Текст 3__________________________________________________________
– Кто последний?
– За мной – в синем плаще.
– Значит, я за синим плащом?
– Угу.
Текст 4__________________________________________________________
Довожу до вашего сведения, что с 4 по 7 апреля 20013 г. в доме 123 по проспекту Мира была отключена горячая вода. Прошу объяснить причины отключения воды и сделать перерасчёт оплаты коммунальных услуг за апрель.
Текст 5__________________________________________________________
Реферат содержит краткое изложение всех существующих письменных работ по выбранной проблеме.
5.Укажите жанры нижеуказанных стилей.
Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.
Художественный стиль: _____________________________________________________
Публицистический стиль: ___________________________________________________
Научный стиль: _____________________________________________________________
Официально-деловой стиль: _________________________________________________
Разговорный стиль: __________________________________________________________
II. РАЗДЕЛ “ЛЕКСИКОЛОГИЯ”
1.В нижеследующих предложениях определите вид тропа.
Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексические изобразительно-выразительные средства речи. Тропы”. Воспользуйтесь учебником “Русский язык и культура речи”.
1. Сильный пол__________, как часто вы бываете слабыми и нуждаетесь в участии, сочувствии, помощи. 2. Отговорила роща________ золотая берёзовым, весёлым языком _______. 3. Спит земля _________ в сияньи голубом… 4. Поздно что-либо менять в наших отношениях, милый, поезд давно ушёл _______. 5. Шурочка, как я рада, что ты приехала: сто лет, сто зим не виделись _________! 6. Красноярск поёт _______ Высоцкого. 7. Пели вьюги _______, хоронили Магдалину – цирковую балерину. 8. Мне экзотических стрекоз и бус коралловых привёз, только сердце привёз другой ___________. 9. Словно слёзы ________ падают капли дождя: небо прощается с летом ___________. 10. Многие сочувствовали Исабель: Хулио был известным ловеласом ________, который, не стесняясь, говорил, что не пропускает ни одной юбки ____________. 11. Все флаги ___________будут в гости к нам. 12. Европа празднует ____________ Рождество Христово. 13. У этого белого свитера___________ приятный одеколон. 14. Какая шуба идёт _________, просто потрясающая! 15. Ты разбила мне сердце ______________.
2.Заполните таблицу фразеологизмов по нижеприведённому образцу.
Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Фразеология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Укажите лексическое значение фразеологизмов.
Выполняя задание, используйте фразеологический словарь русского языка.
Синонимическая цепочка фразеологизмов | Антонимические пары фразеологизмов | ||
Отдать Богу душу – приказать долго жить – карачун пришёл – уйти на тот свет (ЛЗ “умереть”) | Втоптать в грязь (ЛЗ “отнестись к кому-либо в высшей степени негативно”) – вознести до небес (ЛЗ “ отнестись к кому-либо в высшей степени хорошо”) | ||
3.В нижеприведённых предложениях найдите ошибки, нарушающие лексическую норму, подчеркните их. Исправьте предложения.
Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.
1. Предлагаются товары по самым дешевым ценам. ________________________________________________________________________________ 2. Девушка быстро вошла вовнутрь. _________________________________ _____________ 3. Парень облокотился спиной о перила. _____________________________________________________________________________ 4. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу. ____________________________________________________________________ ___________________________________________5. Вы должны сходить туда собственноручно._____________________________________________________________ ________________________________ 6. Осколки прострелили ему обе ноги. ________________________________________________________________________________ 7. Она всегда сочувствует и одобряет сына. ________________________________________________________________________________ 8. Работа оплачивается в зависимости от сложности и колеблется от семи до двенадцати тысяч. ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 9. Нина с Костей заняли первое место по бальным танцам. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 10. О моей автобиографии я уже рассказывал. ______________________________________________________________________________________________________ 11. Больной был госпитализирован в больницу. ________________________________________________________________________________ 12. Вчера наша группа несла дежурство в гардеробе. _________________________ Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. _____________________________________________________ 13. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. _______________________ Пришлось отступить назад шага на три-четыре. ______________________________________________________________ 14. Никто заранее не предвидел наступления стихии. ___________________________________ _______________________________________________________________________________ 15. При устройстве на работу мне предложили две альтернативы, я выбрала ту, которая мне больше импонировала. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Холодно очень, одень на Марусю плащ. ___________________________________ ________________________________ 17. В документах необходимо поставить роспись. ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________18. Цыплят, как известно, считают по очереди. _______________________________ _______________________________________________________________________________ 19. Это дело гроша выеденного не стоит. _____________________________________ _________________________________________________________ 20. Взгляд у него был то серьёзный, то возмутительный. ____________________________________________ ________________________________________________________________________________ 21. В месяце апреле был закончен ремонт дома. ______________________________ ________________________________________________________________________________ 22. Юный вундеркинд выполнил это задание почти мгновенно. _________________________ _____________________________________________________ 23. И эти мизерные мелочи смогли испортить наши отношения. __________________________________________ __________________________________________________________________________ 24. Эти памятные сувениры я привезла из Крыма. ___________________________________________ __________________________________________________________ 25. Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены. ________ ______________________________________________________________
4.Заполните таблицу “Лексикография”, внося в свободные ячейки комментарий к предмету разъяснения словаря. Пример выполнения задания приводится ниже.
Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикография”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.
Лингвистический словарь | Комментарий к предмету разъяснения словаря | |
Толковый словарь русского языка | Разъясняется лексическое значение слова | |
Этимологический словарь | ||
Фразеологический словарь | ||
Словарь паронимов | ||
Словарь синонимов | ||
Словарь антонимов | ||
Словарь омонимов | ||
Словарь иностранных слов | ||
Орфоэпический словарь | ||
ТИПЫ РЕЧИ