Соотнесите каждый из нижеприведённых текстов сфункционально-смысловым типом речи.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функционально-смысловые типы речи”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

а) Жили-были дед да баба, и была у них курочка – Ряба. Снесла как-то курочка яичко, да не простое, а золотое…_____________________________________

б) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, — его некорректное поведение. ________________________________________________________________________________

в) “Чёрный принц” Айрис Мёрдок – роман о любви, любви которая редко случается в жизни реальной, но которую ждут порой всю жизнь и всю жизнь о ней мечтают… ______________________________________________________________

г) Романы Драйзера — это романы о незбывшейся “американской мечте” молодого поколения, которое грезило о любви, заслуженно высоком социальном положении, перспективной работе, деньгах, о счастье, наконец, но грёзы эти остались лишь иллюзией. В этом трагедия романов писателя и бесконечная притягательность к ним читателей. ________________________________________________

4.Прочитайте нижеследующие тексты и определите, к какому функциональному стилю речи они относятся.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

Текст 1_______________________________________________________________

– Разруха, Филипп Филиппович!

– Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, — нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от этого слова. Это – мираж, дым, фикция! — Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти. – Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно разруха сидит не в клозетах, а в головах…(Михаил Булгаков)

Текст 2__________________________________________________________

Вот перед нами Михаил Булгаков двадцатых годов – смесь авангарда с консерватизмом, личность, которую можно было либо принимать, либо отвергать, независимый писатель. Новым руководителям ключевых позиций в идеологии и культуре такие люди мешали. Эти критики, редакторы или писатели видели идеал не в плюрализме, но в одностороннем исповедании восторжествовавшей идеологии. Многообразие им было подозрительно. Они подавляли неугодных – будь то Анна Ахматова, Осип Мандельштам или Михаил Булгаков; они поощряли середняков и подхалимов.

Текст 3__________________________________________________________

– Кто последний?

– За мной – в синем плаще.

– Значит, я за синим плащом?

– Угу.

Текст 4__________________________________________________________

Довожу до вашего сведения, что с 4 по 7 апреля 20013 г. в доме 123 по проспекту Мира была отключена горячая вода. Прошу объяснить причины отключения воды и сделать перерасчёт оплаты коммунальных услуг за апрель.

Текст 5__________________________________________________________

Реферат содержит краткое изложение всех существующих письменных работ по выбранной проблеме.

5.Укажите жанры нижеуказанных стилей.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

Художественный стиль: _____________________________________________________

Публицистический стиль: ___________________________________________________

Научный стиль: _____________________________________________________________

Официально-деловой стиль: _________________________________________________

Разговорный стиль: __________________________________________________________

II. РАЗДЕЛ “ЛЕКСИКОЛОГИЯ”

1.В нижеследующих предложениях определите вид тропа.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексические изобразительно-выразительные средства речи. Тропы”. Воспользуйтесь учебником “Русский язык и культура речи”.

1. Сильный пол__________, как часто вы бываете слабыми и нуждаетесь в участии, сочувствии, помощи. 2. Отговорила роща________ золотая берёзовым, весёлым языком _______. 3. Спит земля _________ в сияньи голубом… 4. Поздно что-либо менять в наших отношениях, милый, поезд давно ушёл _______. 5. Шурочка, как я рада, что ты приехала: сто лет, сто зим не виделись _________! 6. Красноярск поёт _______ Высоцкого. 7. Пели вьюги _______, хоронили Магдалину – цирковую балерину. 8. Мне экзотических стрекоз и бус коралловых привёз, только сердце привёз другой ___________. 9. Словно слёзы ________ падают капли дождя: небо прощается с летом ___________. 10. Многие сочувствовали Исабель: Хулио был известным ловеласом ________, который, не стесняясь, говорил, что не пропускает ни одной юбки ____________. 11. Все флаги ___________будут в гости к нам. 12. Европа празднует ____________ Рождество Христово. 13. У этого белого свитера___________ приятный одеколон. 14. Какая шуба идёт _________, просто потрясающая! 15. Ты разбила мне сердце ______________.

2.Заполните таблицу фразеологизмов по нижеприведённому образцу.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Фразеология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Укажите лексическое значение фразеологизмов.

Выполняя задание, используйте фразеологический словарь русского языка.

Синонимическая цепочка фразеологизмов Антонимические пары фразеологизмов
Отдать Богу душу – приказать долго жить – карачун пришёл – уйти на тот свет (ЛЗ “умереть”) Втоптать в грязь (ЛЗ “отнестись к кому-либо в высшей степени негативно”) – вознести до небес (ЛЗ “ отнестись к кому-либо в высшей степени хорошо”)

3.В нижеприведённых предложениях найдите ошибки, нарушающие лексическую норму, подчеркните их. Исправьте предложения.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

1. Предлагаются товары по самым дешевым ценам. ________________________________________________________________________________ 2. Девушка быстро вошла вовнутрь. _________________________________ _____________ 3. Парень облокотился спиной о перила. _____________________________________________________________________________ 4. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу. ____________________________________________________________________ ___________________________________________5. Вы должны сходить туда собственноручно._____________________________________________________________ ________________________________ 6. Осколки прострелили ему обе ноги. ________________________________________________________________________________ 7. Она всегда сочувствует и одобряет сына. ________________________________________________________________________________ 8. Работа оплачивается в зависимости от сложности и колеблется от семи до двенадцати тысяч. ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 9. Нина с Костей заняли первое место по бальным танцам. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 10. О моей автобиографии я уже рассказывал. ______________________________________________________________________________________________________ 11. Больной был госпитализирован в больницу. ________________________________________________________________________________ 12. Вчера наша группа несла дежурство в гардеробе. _________________________ Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. _____________________________________________________ 13. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. _______________________ Пришлось отступить назад шага на три-четыре. ______________________________________________________________ 14. Никто заранее не предвидел наступления стихии. ___________________________________ _______________________________________________________________________________ 15. При устройстве на работу мне предложили две альтернативы, я выбрала ту, которая мне больше импонировала. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Холодно очень, одень на Марусю плащ. ___________________________________ ________________________________ 17. В документах необходимо поставить роспись. ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________18. Цыплят, как известно, считают по очереди. _______________________________ _______________________________________________________________________________ 19. Это дело гроша выеденного не стоит. _____________________________________ _________________________________________________________ 20. Взгляд у него был то серьёзный, то возмутительный. ____________________________________________ ________________________________________________________________________________ 21. В месяце апреле был закончен ремонт дома. ______________________________ ________________________________________________________________________________ 22. Юный вундеркинд выполнил это задание почти мгновенно. _________________________ _____________________________________________________ 23. И эти мизерные мелочи смогли испортить наши отношения. __________________________________________ __________________________________________________________________________ 24. Эти памятные сувениры я привезла из Крыма. ___________________________________________ __________________________________________________________ 25. Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены. ________ ______________________________________________________________

4.Заполните таблицу “Лексикография”, внося в свободные ячейки комментарий к предмету разъяснения словаря. Пример выполнения задания приводится ниже.

Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикография”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.

Лингвистический словарь Комментарий к предмету разъяснения словаря
Толковый словарь русского языка Разъясняется лексическое значение слова
Этимологический словарь
Фразеологический словарь
Словарь паронимов
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Словарь омонимов
Словарь иностранных слов
Орфоэпический словарь

ТИПЫ РЕЧИ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector