Особенности современного урока
Целевой компонент урока
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Перед учащимися ставятся учебные задачи | Перед учащимися ставятся конкретно-практические задачи |
Учащиеся осознают цели своей деятельности. Ведется работа по усвоению детьми способов действий | Учащиеся не осознают цели своей деятельности, не понимают способов действий, с помощью которых выполняются задания. |
Учащиеся принимают участие в целеполагании. Цели ставятся и учителем, и детьми. | Цели ставятся учителем или не ставятся вообще |
Содержательный компонент урока
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. | Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода. |
Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. | Отсутствует связь обучения с жизнью. |
Используются не только предметные задания, но и компетентностные задачи, т.е. задания, связанные с применением предметных знаний для решения практических задач, с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях. | Используются задания предметного характера. |
В содержании урока представлены не только знания, умения и навыки, но и такие его элементы, как опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. | В содержании урока представлены в основном знания, умения и навыки. |
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации. | На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации. |
Задания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов. В заданиях в единстве решаются задачи обучения (формирования предметных знаний, умений и навыков) и развития (формирование УУД). | Задания носят преимущественно предметный характер (направлены на достижение предметных результатов, т. е. на формирование предметных знаний, умений и навыков). |
Практически каждое задание, предлагаемое учащимся на уроке, является развивающим, т. е. кроме решения дидактической задачи направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции (или на решение другой задачи развития учащихся) | На уроке отдельно представлены упражнения обучающего характера (и именно они преобладают и являются основополагающими на уроке) и отдельно-задания развивающего характера, которые обычно даются как дополнительный материал, а следовательно, необязательный для выполнения. Развивающие задания часто носят развлекательный характер, идущий под рубрикой Отдохнем, Поиграем и т. д. Они предлагаются для выполнения в случае наличия свободного времени. |
Учащиеся изучают общие способы действия. Способ действия выделяется в процессе специального анализа и формулируется в виде обобщения. | Учащиеся изучают частные способы действия. Способ действия чаще всего четко не выделяется, дается лишь образец выполнения задания. |
Методы обучения
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский). Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся. | На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер. |
Подготовка к ЕГЭ 2017 по обществознанию. Содержательный компонент СОЦИОЛОГИЯ Теория и практика