Социокультурные условия и особенности средневековой философии

Временные границы средневековой философии достаточно условны. Если историческая наука традиционно связывает начало Средних веков с падением Рима (476 г.), то философия этого периода формируется значительно раньше – в I – II вв. Основным критерием, позволившим установить нижнюю границу средневековой философии, является появление в ней особого блока проблем, образующих тематическое единство и устойчиво сохранявших свои позиции вплоть до верхней границы Средних веков, т.е. до XIV в. Это проблемы человека, его внутреннего мира в аспекте феноменов веры и индивидуального переживания идеи бога; духовности в широком смысле.

Философия Средних веков включает в себя различные культурные модификации: философию Западной Европы, арабского Востока, Византии.

Среди условий, в которых формировалась и реализовала свой потенциал средневековая философия Западной Европы, следует выделить несколько факторов:

– идеологический фактор, который связан с зарождением, оформлением, распространением и утверждением в различных сферах духовной жизни христианства. Процесс этот сопровождался острой конкуренцией с религиозно-мифологическими и научно-философскими идеалами и ценностями античности, мировоззренческим кризисом;

– геополитический фактор, его специфика заключается в синтезе и адаптации друг к другу двух культурных потоков: античного и германского, варварского. Первый из них транслировал в культуру будущей Европы традиции духовности, развитые формы социально-политической жизни, идеологические основания; второй – сильную энергетику, мобильность. В результате на сравнительно небольшом пространстве Западной Европы с ее сложным географическим рельефом возникло большое количество государственных образований, что обеспечило высокую динамику их развития и культурное разнообразие;

– цивилизационный фактор – выражается в длительном общем упадке всех подсистем жизни общества и особенно – материально-производственной. Многие технико-технологические достижения античности были забыты. Центрами интеллектуальной жизни, просвещения и развития философии стали монастыри Италии, Франции, Германии, Британии. В этом специфическом научном сообществе сложился особый способ коммуникации – диспуты, которые продолжались по нескольку месяцев в связи с отсутствием или опасностью средств сообщения. Благодаря монастырям при первых признаках экономического подъема стало возможным открытие университетов и оживление научной деятельности, так как они сохранили и развили традиции интеллектуального творчества.

Особенности средневековой философии:

– религиозный характер; христианство выступало мощным синтезирующим фактором интеллектуальной жизни, религия определяла как содержание, так и форму средневековой философии. Принцип теоцентризма утверждал Бога в качестве центра и цели мироздания. Если в античности все точки пространства равноценны, то в Средние века они соотнесены с абсолютом, Богом. Происхождение и развитие мира объяснялось концепциями креационизма (от лат. creatio – творение) и провиденциализма (от лат. providentia – провидение);

– символический тип объяснения событий, явлений и процессов. Античная прозрачность мира сменилась завесой тайны. Всякая вещь не есть нечто легко исчерпываемое, угадываемое, ее сущность скрыта, а выявление требует процедур истолкования, интерпретации. Отсюда – религиозно-метафорический, аллегорический язык выражения философских знаний, его стилистическая близость с библейскими текстами;

– доминирование антропологической проблематики: «Не выходи в мир, а возвращайся к самому себе, ибо в душе человека пребывает правда» (Августин Блаженный). Если античность экстравертировала философское сознание, направляла его на внешний мир, то средневековье преобразовывало эту установку, мышление стало интровертированным. В поле зрения философии попадает человек, на нем концентрируется ее внимание. Человек теперь рассматривается как микрокосм, как нечто более важное, существенное и достойное, чем сам мир. Мир перестает быть самоценностью, он выступает фоном, условием, основанием для существования человека. Бытие мира центрировано на человека, познание мира по сравнению с познанием духовного мира – суета мирская. В этой связи необходимо отметить, что широко распространенная характеристика средневековой философии как служанки богословия не учитывает того мощного антропологического поворота философского сознания к духовному миру человека, который больше не повторялся почти до начала XX в.;

– особое внимание к законам и формам мышления, логике, диалектике, что выразилось в кропотливой работе над уточнением содержательного объема философских терминов, понятий, категорий;

– влияние на философскую мысль традиции юридического мышления, что объясняется широким распространением Римского права. Бытие мира, человека и Бога, связи между ними зачастую представлялись как системы правовых отношений.

А. Баумейстер. 1.2. Философия Фомы Аквинского. Становление средневековой философии.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector