Социально-гуманитарного знания (№ 12)

понятие коммуникационной рациональности. Так наряду с другими свойствами рациональность дополнилась и этой характеристикой. Это означает, что рациональное внимание обращается не на разум, а на общение. То есть, несмотря на то, что процесс общения играет большую роль, он никогда не рассматривался как ключевой фактор жизни человека, но человеческое существование невозможно без трансляции механизмов взаимопонимания. Эволюция связана с коммуникативной стороной деятельности. Коммуникационная рациональность – это новый аспект в понимании рациональности, связанный с процессом общения и взаимного обсуждения, где важен как говорящий, так и слушающий. Ее особенность в том, что она целенаправленно ориентирована на достижение взаимного понимания. Определенную модель ее понимания предложил Хабермас (нем.), создав теорию «коммуникативного действия». Он показал, что оно направлено как на сохранение традиций, так и на обновление культурного потенциала. Коммуникативное действие служит средством социальной интеграции, способствует формированию личностной идентификации. Коммуникационная рациональность может быть объяснена как коммуникационный разум. Являясь основой взаимопонимания, она предстает как процесс взаимного обсуждения, зависящий от различных контекстов. Общение людей упорядочивается с помощью норм, правил игры, это и процесс говорения и слушания. Коммуникационный разум не берет на себя функции контроля над процессом общения, он способствует осмыслению собственной позиции во взаимодействии с мнением других. В пространстве коммуникационной рациональности происходит формирование механизмов согласия, это трансляция в гносеологию, то есть Хабермас обращает ее в теорию познания. Говорящий отражает ситуацию, сообщает личностную реакцию и оказывает воздействие на слушателя. Так коммуникационная рациональность является сферой междисциплинарного и межличностного пересечения разных воздействий на человека, а также с ее помощью он может выразить собственную индивидуальность. Она помогает устанавливать все виды конвенций, находить взаимопонимание и принимать решение. Научное сообщество имеет совокупность убеждений, которые формируются в процессе коммуникаций.Научная парадигма может рассматриваться как общий знаменатель всего комплекса взаимодействий субъектов коммуникаций. В рамках коммуникационной рациональности происходит отбор и обсуждение реальных норм и ценностей в обществе и науке. С одной стороны она опосредует отношения между обществом и индивидом, с другой – это принуждение, свойственное самой рациональности, которая диктует правила поведения и мышления. Он отмечает, что с одной стороны модернизация общества претендует на рациональность, но с другой – последствия модернизации оказались далеко нерациональными. Рассматривая структуру коммуникационной рациональности, Хабермас выделяет следующие компоненты:

1. субъект, формирующий смысл;

2. внешне-объективный или модальный мир;

3. совокупность установленных социальных отношений;

4. глубинный субъективный мир переживаний.

Коммуникативную природу социально-гуманитарных знаний отличает одна особенность. Она обладает способностью к самоописанию и воспроизводству собственных смыслов, происходит обмен смыслом, что может осуществляться как в положительной, так и в отрицательной связи. Существует три типа стратегий коммуникационного действия, по мнению Щедровицкого:

1) презентация (представление знаний);

2) манипуляция (навязывание);

3) конвенция (достижение соглашения, где субъекты – партнеры).

Общая структура коммуникации это: 1. отправитель, 2. сообщение и 3. адресат – получатель информации.

В зависимости от адресата этот процесс бывает:

a) аксиальный (1 адресат);

b) ретинальный (от слова сеть, множество адресатов).

По организационным формам он делится на: 1. деловую, 2. совещательную и 3. презентационную.

По типу представляет собой: 1. монолог, 2. диалог или 3. полилог.

По характеру взаимодействия отражает: 1. противоборство, 2. компромисс, 3. сотрудничество, 4. уход или 5. нейтралитет.

Разные науки изучают свой аспект коммуникации. Для философии это атрибутивное свойство универсума. Социология изучает коммуникативные связи и отношения различных групп и страт (классы). Политология рассматривает ее с точки зрения информационного обмена в политике и т.д.

В социально-гуманитарных науках важно соглашение – конвенция, неустранимый, важный элемент исследования, как его рассматривал Пуанкаре. Он считал, что его нужно ввести в основание науки. Выделялся умеренный и радикальный конвенциализм. С точки зрения умеренного, соотношение концептуального уровня науки и реальности зависит от выбора понятийных средств и правил.

Радикальный конвенциализм представляет Карнап. Он считает, что только с научными конвенциями связан принцип толерантности науки. Только на нем возможна консолидация ученых, поскольку в связи с глобальными кризисами конвенция имеет большое значение, в силу моральной ответственности ученых. Индокринация – внедрение доктрины, как процесс должна соответствовать определенным параметрам. То есть доминирующая доктрина должна обладать позитивными качествами:

  1. целостностью;
  2. завершенностью;
  3. самодостаточностью и так далее.

Погружение в доктрину должно быть полным. Здесь важна тотальность. Этот процесс должен иметь жесткие репрессивные механизмы. Структура индокринации включает в себя: жесткое ядро, которое составляют основная идея и совокупность значимых принципов; слои защитного полиса, включающие установки и так далее; механизм запретов, поощрений и наказаний. В свою очередь процесс индокринации занимает в науке важное место, но содержит в себе определенную опасность, связанную со свободой выбора. В связи с чем, для ученых здесь необходимо не терять критического мышления, поскольку при внедрении важно их сопротивление диктату политики.

А 3.1 Социально-гуманитарное знание — Философия науки для аспирантов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector