Скульптура летнего сада.

Главным создателем сада, который уже 1710-е годы поражал современников красотой, был сам Петр. Летний сад был разбит по голландской моде. На трех площадках центральной аллеи были устроены водометы, так тогда называли фонтаны, а на пересечении дорожек стояли беседки. Подстриженные кустарники создавали вдоль аллей зеленые стены с нишами, в которых были выставлены античные статуи. Во время оформления сада в Росси не было больших мастеров скульптуры, поэтому статуи были выписаны из Венеции. Купил скульптуры, по поручению Петра I, Савва Рагузинский.Статуи, выполненные в стиле венецианского барокко, представляли серии фигур, объединенных композиционно и сюжетно, например, «Утро» и «Вечер», «Ночь» и «День», музы, нимфы и т.д. Рядом со скульптурами помещались таблички, на которых гуляющие могли прочесть, что означает та или иная скульптура. Таким образом Петр хотел научить петербуржцев античной мифологии и продемонстрировать преимущества проводимых им реформ. Этим объясняется продуманность в подборе статуй. «Правосудие», «Милосердие», «Слава» в аллегорической форме возвеличивали преобразовательскую деятельность Петра. А бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, римских полководцев напоминали о воинских подвигах императора, побуждая «к мужественным делам усердие». Скульптуры и поныне украшают Летний сад, а гуляющие в этом саду до сих пор с интересом читают таблички, приобщаясь тем самым к петровскому замыслу.

Творчество Б.-К. Растрелли.

Скульптуры украшали и Петергофский парк, особенно каскады. От петровского времени здесь остался ряд работ скульптора Растрелли, отца знаменитого архитектора.

Бартоломео-Карло Растрелли (1675-1744)приехал из Парижа в 1716 году уже прославленным мастером, но лучшие свои работы создал в России. Скульптор участвовал в декоративном оформлении Петергофа, в частности, на верхней террасе петергофского Большого каскада помещены два его «маскароны» – львиные маски, из которых течет вода. Благодаря их колоссальному масштабу, они видны издали. Их искаженные черты выражают ужасную муку.

Растрелли проектировал «Триумфальный столп», прославляющий победы русского оружия, — покрытую барельефами колонну (этот памятник не был осуществлен), но самое лучшее, что он сделал – это скульптурные портреты. Скульптор много работал над образом Петра I. Еще в 1719 году он снял с него маску и вылепил восковой бюст. Правда, этот бюст и вылепленная посмертно восковая фигура императора, могут считаться произведениями искусства лишь с некоторой оговоркой. Но, благодаря пристальному изучению самодержца, скульптор создает в 1723 г. замечательный бронзовый бюст императора. В облике Петра ясно читаются ум, воля и энергия. Все говорит о том, что изображен не просто значительный человек, а государственный деятель исключительного масштаба. Этот портрет послужил прототипом образа “Медного всадника”, воспетого Пушкиным, его серьезно изучала скульптор Мария Колло, работавшая над головой статуи.

В бюсте Меншикова больше парадности, больше блеска, но и здесь Растрелли остается верен себе: под великолепным модным париком совсем простое, плебейское лицо, надменное и несколько хитроватое.

Многие годы работал Растрелли над монументом Петру I. Созданную им конную статую отливали в бронзе уже после его смерти. Сам же памятник был воздвигнут перед Михайловским замком лишь при императоре Павле в 1800 году.

В эпоху Анны Иоанновны Растрелли создает еще один шедевр – группа Анны Иоанновны с арапчонком. Анна Иоанновна представлена, прежде всего, как самодержица, «императрица престрашного взору». Бронзовая колоссальная фигура, облаченная в горностаевую мантию и необъятную робу из не сгибающейся парчи, похожа на тяжелую пирамиду, готовую двинуться вперед, неумолимо давя всех на своем пути. Маленький арапчонок рядом с ней еще больше подчеркивает тяжесть фигуры Анны. Она гордо подняла голову, глядя жесткими, застывшими глазами.

В начале XVIII века особое распространение получила монументально-декоративная пластика. В это время в оформлении зданий часто встречается горельеф /19/ и барельеф /20/.

Барельефы можно видеть на стенах Летнего дворца, которые аллегорически изображают события Северной войны. Их автор выдающийся немецкий скульптор и зодчий Адреас Шлютер.

Своеобразным разделом скульптуры является резьба деревянных иконостасов. Резьба по дереву была исконно русским мастерством, немудрено, что работали в этой технике русские мастера. Особенно талантлив был И.П. Зарудный, его великолепный иконостас украшает Петропавловский собор.

Многие из отмеченных выше тенденций развития общественной мысли и искусства нашли свое отражение в архитектуре и скульптуре данного периода. Причем сам характер искусства архитектуры и скульптуры был таков, что на него наибольшее внимание обращало правительство, в архитектурных произведениях значительным образом сказывались вкусы и потребности правящего класса. Однако надо учитывать, что воля и вкусы заказчиков не были вполне свободными, их определяли вполне объективные условия: социальная и политическая обстановка, уровень архитектурной и инженерно-технической мысли, общий характер развития мирового и национального искусства. Кроме того, надо помнить, что не всегда зодчие слепо исполняли волю заказчиков, чаще всего они вносили в свои творения собственные мысли, чувства, вкусы.

Государство требовало от зодчих выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь, величие Российской империи, а для архитекторов первой четверти XVIII столетия воплощение этих идей не было чуждым, оно отвечало их патриотическому чувству гордости за победы своей страны, их надеждам на ее развитие и процветание. Они были искренни в своих творениях, что и повлияло на успешность их достижений в области архитектуры и скульптуры.

Вероятно, именно поэтому в архитектуре очень наглядно отразились новые черты петровского времени русской истории.

И еще одно, именно в это время закладывался будущий блестящий расцвет искусства русской архитектуры.

Петербург. Скульптуры летнего сада

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector