Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста.
Это обусловило широкое употребление в научном стиле определенных синтаксических средств.
1. Распространены словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени,часто с предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).
2. Употребление именного сказуемого способствует созданию именного характера научного стиля(например: Акция – это ценная бумага…). Для научного стиля характерно также употребление именных сказуемых с краткими причастиями: результаты опыта проверены…
3. Основной структурой является полносоставное повествовательное предложение с прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения.
4. Широко распространеныбезличные предложения разных типов, что обусловлено стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности, например: Нами обнаружено свыше 100 случаев…, как было указано…
5. Активно употребляются определенно-личные предложения, где главный член выражен глаголом 1 лица мн. ч.: рассмотрим…., возьмем….
6. Характерно употребление неопределенно-личных предложений, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени (Традиционно считают, что…)
7. Для научного стиля характерны сложные предложенияс союзной связью (с союзами), сложноподчиненные предложения с придаточными всех типов(наиболее часто – причины, следствия, условия)
8. Активно используются пояснительные конструкции, которые содержат дополнительные сведения по поводу сказанного в главной части, например: Очень близка к идентификации эмпатия, то есть понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. (Психология и этика делового общения)
9. Однородные члены предложенияиспользуются в научном стиле при перечислении логически однородных понятий. Например: К чертам научного текста можно отнести смысловую законченность, целостность и связанность, языковую, композиционную и структурную оформленность, коммуникативную направленность. (М.П. Сенкевич. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений)
10. Характерно широкое употребление вводных слов, словосочетания и вставных конструкций,указывающих на последовательность изложения (во-первых, во-вторых); на степень достоверности сообщения, на источник сообщения и др., выражающих предположение (очевидно, вероятно).
11. Связующие слова или группы слов, отражающие этапы логического изложенияи являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения: так, таким образом, итак, в заключение и т.д. Они служат, как правило, для связи частей целого текста.
Таким образом, научный стиль характеризуют следующие языковые особенности: строгая нормированность (соответствие нормам литературного языка), точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей, терминированность речи, широкое использование абстрактной лексики, употребление слов в их предметно-логических, конкретных значениях, «безличность», монологический характер высказывания, последовательность, завершенность, полнота высказывания, тесная связь отдельных частей высказывания, что достигается широким использованием развернутых синтаксических построений, сложных предложений со словами–скрепами (союзными, местоименными, наречными и т.д.), причастных, деепричастных оборотов, перечислений и т.д.
Контрольные вопросы
1. Какие экстралингвистические (стилеобразующие) факторы определяют специфику научного стиля?
2. Какие стилевые черты свойственны научному стилю?
3. Какие подстили выделяют в научном стиле?
4. Какова жанровая структура научного стиля?
5. Каковы специфические черты научного текста?
6. Какие фонетические особенности свойственны научному стилю?
7. Какие лексические и словообразовательные особенности свойственны научному стилю?
8. Какие морфологические особенности свойственны научному стилю?
9. Какие синтаксические особенности свойственны научному стилю?
4.3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Урок 10. Научный стиль