Синтаксические особенности научного стиля

Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста.

Это обусловило широкое употребление в научном стиле определенных синтаксических средств.

1. Распространены словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени,часто с предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

2. Употребление именного сказуемого способствует созданию именного характера научного стиля(например: Акция – это ценная бумага…). Для научного стиля характерно также употребление именных сказуемых с краткими причастиями: результаты опыта проверены…

3. Основной структурой является полносоставное повествовательное предложение с прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения.

4. Широко распространеныбезличные предложения разных типов, что обусловлено стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности, например: Нами обнаружено свыше 100 случаев…, как было указано…

5. Активно употребляются определенно-личные предложения, где главный член выражен глаголом 1 лица мн. ч.: рассмотрим…., возьмем….

6. Характерно употребление неопределенно-личных предложений, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени (Традиционно считают, что…)

7. Для научного стиля характерны сложные предложенияс союзной связью (с союзами), сложноподчиненные предложения с придаточными всех типов(наиболее часто – причины, следствия, условия)

8. Активно используются пояснительные конструкции, которые содержат дополнительные сведения по поводу сказанного в главной части, например: Очень близка к идентификации эмпатия, то есть понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. (Психология и этика делового общения)

9. Однородные члены предложенияиспользуются в научном стиле при перечислении логически однородных понятий. Например: К чертам научного текста можно отнести смысловую законченность, целостность и связанность, языковую, композиционную и структурную оформленность, коммуникативную направленность. (М.П. Сенкевич. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений)

10. Характерно широкое употребление вводных слов, словосочетания и вставных конструкций,указывающих на последовательность изложения (во-первых, во-вторых); на степень достоверности сообщения, на источник сообщения и др., выражающих предположение (очевидно, вероятно).

11. Связующие слова или группы слов, отражающие этапы логического изложенияи являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения: так, таким образом, итак, в заключение и т.д. Они служат, как правило, для связи частей целого текста.

Таким образом, научный стиль характеризуют следующие языковые особенности: строгая нормированность (соответствие нормам литературного языка), точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей, терминированность речи, широкое использование абстрактной лексики, употребление слов в их предметно-логических, конкретных значениях, «безличность», монологический характер высказывания, последовательность, завершенность, полнота высказывания, тесная связь отдельных частей высказывания, что достигается широким использованием развернутых синтаксических построений, сложных предложений со словами–скрепами (союзными, местоименными, наречными и т.д.), причастных, деепричастных оборотов, перечислений и т.д.

Контрольные вопросы

1. Какие экстралингвистические (стилеобразующие) факторы определяют специфику научного стиля?

2. Какие стилевые черты свойственны научному стилю?

3. Какие подстили выделяют в научном стиле?

4. Какова жанровая структура научного стиля?

5. Каковы специфические черты научного текста?

6. Какие фонетические особенности свойственны научному стилю?

7. Какие лексические и словообразовательные особенности свойственны научному стилю?

8. Какие морфологические особенности свойственны научному стилю?

9. Какие синтаксические особенности свойственны научному стилю?

4.3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Урок 10. Научный стиль

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector