Синтагматический аспект

ЛЕКЦИЯ 12

Системное изучение языка

Синтагматико-парадигматическая модель языка

Парадигматический аспект

Синтагматический аспект

1. Синтагматико-парадигматическая модель языка.Синтагматико-парадигматический принцип применяется с начала создания описаний языка и систематизации языковых фактов, т. е. со времен античности. Представляя эту модель образно-наглядным способом, де Соссюр сравнивал язык с шахматной доской: есть вертикальные столбцы клеток и горизонтальные строки из тех же клеток. Иначе говоря, выделение единиц языка производится с использованием матричного представления.

Де Соссюру принадлежит расширение двух основных понятий, используемых для различения любых единиц языка в логической матрице. Это понятия синтагмы и парадигмы. Раньше термин «синтагма» применялся для обозначения только сочетания слов, а термин «парадигма» — совокупности грамматических изменений одного и того же слова. Де Соссюр распространил применение этих терминов на любую единицу языка, от отдельного звука до разных форм сочетаний предложений.

2. Парадигматический аспект.Парадигматика -1) один из двух аспектов системного изучения языка, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т. п.; противопоставляется синтагматике по типу отношений и их группировок; 2) в более широком смысле — то же, что система языковая, понимаемая как совокупность лингвистических классов — парадигм; противопоставляется синтагматике как синониму понятия текста (Л. Ельмслев).

Согласно теории Ф. де Соссюра, языковая система строится на двух гл. типах отношений, в соотв. с разными формами умств. деятельности человека — членению целого на части и группировке элементов на основе их сходства. Эти формы умств. деятельности проявляются в двух сферах языка: непосредственно наблюдаемой и ненаблюдаемой. Де Соссюр: в каждом данном состоянии языка все «покоится» на отношениях либо синтагматических, либо на тех, к-рые он называл ассоциативными (позднее Ельмслев предложил назв. «парадигматические»), описать механизм языка можно только установив указанные отношения.

Парадигматич. отношения, в отличие от синтагматических, не линейны и не одновременны в потоке речи или тексте; это соотношения между элементами языка, объединенными в сознании говорящего ассоциациями. Парадигматич. отношения характеризуют строение любых группировок или классов в языке. Синтагматич. — отношения между сосуществующими элементами одной языковой цепочки (‘слова, сложного слова, словосочетания и т. п.). Парадигматич. отношения — присутствие одного из членов парадигматич. ряда исключает наличие другого, но делает возможной их взаимозамену. Т.о. синтагматич. отношения проявляются в совместной встречаемости единиц, а парадигматические — в их взаимоисключении и взаимозамене.

Мысли о существовании в языках разных типов отношений высказывались уже в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. В трудах Ельмслева противопоставление П. и синтагматики было переосмыслено как противопоставление системы языка и ее реализации (процесса, текста) и два типа отношений были разведены как характеризующие — речь, а другие — язык . Синтагматич. отношения были определены как подчиняющиеся логич. конъюнкции (по принципу «и — и»), парадигматические — логич. дизъюнкции (по принципу «или — или»).

Лексическая парадигматика учитывает парадигматич. отношения лексем и рассматривает свойства их противопоставленности (антонимия) или взаимосвязанности (синонимия). В грамматике описывают парадигмы (морфологические, синтаксические), принципы их организации, структурной оформленности, разграничение межпарадигматич. и внутрипарадигматич. отношений и т. п.

В морфологии описывают грамматич. разряды слов, грамматич. категории. Они реализуются словоформами, которые характеризуются как парадигмы, предмет морфологии часто отождествляется с морфологич. П. Морфологическая парадигматика включает описание типов спряжения и склонения, всего словоизменения.

Вместе с введением понятия парадигмы в словообразование (Т. М. Беляева, Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, и др.) здесь тоже рождается представление о П. словообразовательной. Развитие лексич., морфологич., синтаксич. и словообразоват. П. свидетельствует о том, что парадигматич. аспект исследования применим к единицам разных уровней, а также в изучении причин ист. развития языков.

2. Синтагматический аспект.Синтагматика — 1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых — синтагматических — отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; противопоставляется парадигматике; учение о синтагматических типах отношений как отношениях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигматики, изучающей отношения «по вертикали»).

Поскольку синтагматнч. отношения наблюдаются на всех уровнях строения языка, в совр. яз-знании, в зависимости от выбранных единиц анализа, говорят о С. как части соотв. уровневой дисциплины и выделяют С. фонетическую, фонологическую, морфологическую, лексическую и т. п.

Выделение синтагматич. отношений связывают с именем Ф. де Соссюра, но в отечеств, яз-знании задолго до этого И. А. Бодуэн де Куртенэ описывал их как отношения рядоположения, а Н. В. Крушевский — отношения по смежности. По мнению де Соссюра, из двух типов отношений, — синтагматических и ассоциативных — первые непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном характере речи и свойстве ее протяженности, однонаправленности, последовательности.

Т.к. почти все языковые единицы находятся в зависимости либо от того, что их окружает в потоке речи, либо от тех частей, из к-рых они состоят, развитие синтагматич. анализа идет по двум разным линиям: с первым свойством связаны методика валентностного анализа (Валентность) и свойства сочетаемости языковых единиц, со вторым — понятия и методика дистрибутивного анализа.

Синтагматич. анализ состоит, по де Соссюру, из членения языковых последовательностей и определения их состава, такой анализ изучает способы влияния одной единицы на другую или же их взаимодействия. Синтагматич. анализ направлен на схему «состоять/складываться из» и на описание результатов. В каждой языковой последовательности есть определ. порядок следования элементов, один из этапов анализа связан с установлением последовательности единиц синтагмы и определением закрепленных за ними позиций. Ельмслев развивал этот подход.

Для понимания языка как знаковой системы особого рода важно понимание двойной структурации ее единиц — в парадигматике и в С. Теория Ельмслева давала противоречивый ответ, какой из типов отношений «первичен». По его мнению, рассмотрение языковых функций свидетельствует на первый взгляд о том, что процесс детерминирует систему. В действительности он (процесс) просто невозможен, если за ним не стоит определ. система, — ее существование оказывается необходимой предпосылкой процесса. В связи с этим соотносительное определение С. и парадигматики принадлежит к одному из самых сложных теоретич. вопросов лингвистики.

Пражская лингвистическая школа выступала против отождествления парадигматич. зависимостей с морфологией, а синтагматических — с синтаксисом, и подчеркивали, что С. и парадигматика выявляются во всех слоях языка.

В работах дескриптивистов С. занимала ведущее место, и принципы дистрибутивного анализа разрабатывались именно дескриптивистами. Осн. объектом лингвистич. анализа они считали членение высказывания на все менее протяженные единицы (вплоть до фонемы), исходя из положения, что любая единица более высокого уровня складывается из единиц нижележащего.

Принципы синтагматич. анализа в фонологии, разрабатывались в лондонской школе весьма интенсивно и включали просодич. явления.

Поскольку синтагматич. отношения наблюдаются на разных уровнях строения языка, то в зависимости от выбранной единицы анализа С. нередко понимается как часть соотв. уровневой дисциплины (фонетич., фонологич., морфоло-гич. С), посвященной описанию синтагматич. отношений в пределах данного уровня или исследуемой подсистемы (напр., словообразоват. С).

Особенно важна сфера синтаксич. С.; Н. Ю. Шведова отметила, что законы и правила синтагматики действуют во всех сферах синтаксиса. С. представляет собой совокупность правил сочетаемости единиц друг с другом в синтаксич. конструкциях разной сложности и протяженности: в сложном предложении при соединении простых предложений, в составе простого — при объединении сказуемого с подлежащим и т. п.

Значительную роль сыграло изучение синтагматич. характеристик слова и в лексике; в отличие от языковых единиц, носящих преим. парадигматич. характер (морфема) или же чисто синтагматический (предложение), слово рассматривается как единица, которой присущи и те и др. связи. А. А. Уфимцева подчеркивает, что наряду с парадигматической ценностью слово обладает др. видом значимости — синтагматической, неким смыслом, возникающим на основе индивидуального значения слов при их сочетаемости в линейном ряду. Изучение лексич. С. является значительным достижением современного языкознания, описание С. слова составляет важный аспект определения его лексического значения.

06 Знаки и знаковые системы Язык как знаковая система

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector