Сервисная модель государственного управления

Сервисная модель государственного управления – модель постиндустриальной организации отношений между гражданским обществом и государственной организацией управления на основе рыночных отношений, в условиях административного менеджмента, использующего информационные технологии управления (электронное правительство), где общество выступает в роли «клиента», а система административного управления в роли «сервисного центра» (авт.)

Отличительное определение понятия «управления» выражено в учебнике под редакцией В.А. Козбаненко «Государственное управление: основы теории и организации». Управление — это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов[33]. В таком определении есть принципиально важные отличия. Во-первых, «воздействие» субъекта управления на объект из одностороннего явления превращается в их «взаимодействие», что, бесспорно, более соответствует диалектике социальных систем (диалектике управления). Во-вторых, введение в определение управления категории «достижения социально значимых результатов» ориентирует практику управления на четкое понимание социальной миссии каждой системы управления (от трудовой организации до общества в целом), повышает возможности для объективной оценки качества труда (управления) всех занятых этим видом деятельности на всех этажах системы управления». [34]

Понимание необходимости перехода к «новым» взглядам в современной России на сущность управленческого процесса, субъекта, объекта управления, их отношений предопределило выражение их социальной сущности.

Существует известное выражение «управление» с действиями дирижера, который управляет симфоническим оркестром. На основе нот (другими слова, права и законов) дирижер воздействует на музыкантов, т.е. волевым характером координирует игру каждого музыканта, помогает музыканту выразить соответственно свою партию. Не по своей воле, как хочет он, как субъект управления, а по необходимости выражения музыки (политики государства).

Управление имеет социальную природу. О социальной природе управления весьма образно высказался К. Маркс: «Скрипач сам управляет собою, оркестр нуждается в дирижере».[35]

Основными носителями социально-управленческих явлений выступают люди – субъекты (наделенные управленческими функциями, полномочиями властеотношений в определенных компетенциях) и люди – объекты управления (граждане, наделяющие субъектов управления управленческими функциями и полномочиями властеотношений для их реализации в общих социальных интересах), взаимодействующие в конкретных общностях различной масштабности.

Заслуживает внимание осмысление социальной сущности управления:

Субъект управления- это органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления, это индивид или группа людей (орган управления), наделенный полномочиями принимать управленческие решения.

Он выполняет ряд базовых социальных ролей, в том числе генератора идей и целевых установок, разработчика концепции управления и организатора процесса ее материализации, контроля и др. Социальный статус субъекта управления в иерархической структуре и в системе управления в целом определяется масштабностью (границами) и значимостью объекта управления.

В отличие от субъекта управления объект управления- это та часть системы, которая материализует цели и функции управления, реализует управленческие решения, обеспечивает в итоге социальную миссию конкретной системы управления.

Субъект и объект управления взаимно дополняют друг друга как субъекты умственного и физического, управленческого и исполнительского труда. В единстве этих противоположностей заложено диалектическое начало системы управления, поскольку субъект и объект управления — это теоретически расчлененная целостность, называемая социальной системой управления. Социальная природа управления, противоречивость элементов, отношений и процессов в системе управления, многогранность проблем теории и практики управления подсказывает, что все это плодотворно рассматривать с позиции социальной философии, позволяющей и обязывающей анализировать это социальное явление как глобальное с позиции всеобщего, особенного и единичного.[36]

Масштабность систем, их функциональное предназначение и другие факторы предопределяют виды управления. Например, общество как большая и сложная система включает социальное управление, в том числе:

— государственное управление: федеральное и региональное;

— по сферам жизнедеятельности: управление экономикой, здравоохранением, просвещением, культурой и др.;

— по степени открытости систем: управление персоналом, управление организациями, муниципальное управление, государственное.

Разновидность управления — самоуправление, как способность элементов системы делать жизнедеятельность этой системы предметом своего сознания и воли.

При всем разнообразии видов управления можно отметить нечто общее — сущностные признаки управления. Взаимодействие объективных и субъективных организующих факторов – признаки управления:

— сущностный признак управления — наличие в социальной системе механизмов самоуправления и самоорганизации;

— исходный признак управления — целеполагание. Опережение реальности, выход за ее рамки в желаемое будущее, достижения намеченных результатов, зависящих от реалистичности цели, обеспеченности ресурсами, восприятия целей и др.:

— организующий потенциал цели — интересы и потребности людей, которые она аккумулирует;

— органическая связь, взаимозависимость субъекта и объекта управления, управление – организм отношений между субъектом и объектом, где проявляется не только зависимость субъекта и объекта управлениях, но и их органическая взаимосвязь по источнику, функционированию и результату управления;

— организационное поведение участников (нормативные и локальные акты, правила, управленческая культура, разъяснительная, просветительная и воспитательная работа, ориентированная на создание благоприятного социокультурного климата).

— цели и методы реализации властных правомочий и компетенций. Отсюда стиль управления (авторитарный, командный).

— наличие иерархии в системе управления. Раскрытиеотношений субординации, свободы и зависимости, сопряженности уровней управления и, соответственно, управляемости системы и множества других проблем, вытекающих из характера взаимодействия и взаимоотношений между субъектом и объектом управления. Важным является реализация мировой практики перехода от господства и «командного воздействия» к социальному партнерству и взаимодействию управляющей и управляемой сторон системы. Насколько реализуется принцип «власть вместе с…», а не «власть над…».

— результаты, последствия управления. В этом проявляется сущность и социальная значимость управления. В этом — качество жизни людей, которая напрямую зависит от качества управления.

Если говорить об отношениях между органами и уровнями государственного управления, то в демократическом государственном управлении они определяются ни административным подчинением, а регулированием и координацией действий. Их отношения «определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. subsidiarius — вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять».[37]

В правовом рассмотрении государственное управление — управленческое решение, выражение воли государства в официальной форме, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей строго определенной компетенцией и в пределах определенных полномочий, по конкретному предмету введения. Управленческое решение – правовое регулирование общественных отношений, затрагивающих разнообразные проявления жизни и деятельности человека – гражданина в обществе – государстве, имеющее юридическую силу выражения, т.е. соответствующее подчинение: локальный акт подчиняется подзаконному акту, тот, в свою очередь закону субъекта федерации, который подчиняется федеральному закону и все правовые акты подчиняются Конституции РФ. И это аксиома для любого управленческого решения, в любой системе управления.(авт.)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector