Семинарский практикум.

Практическое занятие 1. Ценностные характеристики педагогической деятельности учителя начальных классов и иностранного языка

Содержание занятия

1. Вопросы для обсуждения

1. Возникновение и исторический генезис профессии учителя. Понятие профессии педагога.

2. Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества).

3. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях.

4. Сущность педагогической деятельности.

  • Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.
  • Педагогическая деятельность в семье.
  • Педагогическая деятельность на ранних этапах развития человека
  • Гуманистическая природа педагогической деятельности.

2. Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составьте 7-10 карточек по литературе к избранной теме со своими аннотациями.

2. Перечислите и прокомментируйте важнейшие характеристики педагогической деятельности.

Практическое занятие 2. Профессиональная компетентность педагога

Содержание занятия

1. Вопросы для обсуждения

1. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности).

2. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Этика и эстетика педагогической деятельности. Мастерство и техника в профессии педагога.

3. Общая характеристика педагогической деятельности.

  • Происхождение педагогической деятельности.
  • Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека.
  • Феномен «учительство-ученичество».

4. Раскройте особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе по следующему плану:

  • сущность категории деятельности;
  • специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения);

2. Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Дайте краткую характеристику каждой из функций педагогической деятельности.

2. Подготовьте индивидуальные или групповые сообщения с анализом структуры педагогической деятельности (по работам А. И. Щербакова, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др.). Выделите ведущие профессионально-педагогические умения, входящие в состав педагогической деятельности.

3. Проведите среди членов вашей учебной группы микроисследование на тему «Почему я выбрал профессию учителя?».

4. Напишите сказку, используя максимальное количество русских пословиц и поговорок, связанных с обучением и воспитанием.

5. Проиллюстрируйте примерами источники педагогических идей, используя:

  • современную педагогическую публицистику;
  • научно-педагогическую литературу;
  • художественную литературу об учителе и педагогической деятельности.

6. Предложите программу экзамена или тестирования для определения профессиональной пригодности абитуриента к работе с учащимися начальной школы.

Практическое занятие 3. Общение как основа профессиональной деятельности педагога.

Содержание занятия

1. Вопросы для обсуждения:

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции и средства педагогического общения. Структура педагогического общения.

3. Предпосылки продуктивного общения.

2. Задания для самостоятельной работы студентов:

Составьте памятку, отражающую структуру общения на уроке.

Практическое занятие 4. Общение как основа профессиональной деятельности педагога.

Содержание занятия

1. Вопросы для обсуждения:

1. Педагогический такт.

2. Общение как наука и как искусство.

3. Общение с родителями учащихся.

4. Культура взаимоотношений учителя с учениками как основа воспитания.

5. Особенности общения в педагогическом коллективе.

6. Овладение искусством общения.

7. Изучение человека в общении.

8. Организация общения детей.

2. Задания для самостоятельной работы студентов:

Составьте опорную схему или таблицу, отражающие стили педагогического общения и Ваше отношение к ним.

Практическое занятие 5. Структура и содержание педагогической культуры личности.

Содержание занятия

1. Вопросы для обсуждения:

1. Сущность педагогической культуры.

2. Основные компоненты профессионально-педагогической культуры.

3. Профессионально-педагогическая культура как система. Многообразие видов профессионально-педагогической культуры: методологическая, нравственная, интеллектуальная, эстетическая, правовая, физическая и др. виды культуры учителя.

4. Сущность педагогической культуры. Профессиональная культура, педагогическая культура, профессионально-педагогическая культура. Взаимосвязь общей и педагогической культуры.

5. Основные компоненты профессионально-педагогической культуры.

6. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры. Проблема взаимоотношения личности,культуры и творчества. Творческая самореализация личности педагога.

7. Пути формирования профессионально-педагогической культуры.

2. Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Подберите отрывки из литературных и научных источников по одной из предлагаемых тем:

  • Профессиональная деятельность учителя в разные исторические эпохи.
  • Социально-педагогические проблемы учительского труда.
  • Общая и профессиональная культура учителя.
  • Современный учитель: развитие или выживание.
  • Гуманистическая направленность профессии учителя.

2. Напишите микросочинение на тему «Почему я выбрал педагогическую профессию».

3. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

4. Определите свои профессиональные склонности, ответив на вопросы теста Е.А. Климова «Тест для определения профессиональных склонностей».

5. Напишите реферат на тему «Социально-психологические условия становления будущего учителя».

6. Проведите свое исследование и подготовьте выступление на тему:

  • Педагогическая деятельность: в чем ее уникальность?
  • Профессиональный идеал современного учителя: каков он?
  • Традиции и новаторство: как они сочетаются в работе современного учителя?
  • Педагогический портрет учителя-новатора.
  • Деятельность современного учителя – ремесло или творчество?
  • Современный учителя как актер и художник.

7. Заполните таблицу:

«Развитие личности» и «формирование личности»

Обзор «Социология. Учебник и практикум»


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: