Семинар № 1. формирование древнерусской государственности. ix-xii вв. 31

ЛЕКЦИЯ № 2. Русь между Западом и Востоком. Золотая Орда и Северо-Восточная Русь (XII-XV вв.) 35

СЕМИНАР № 2. Феодальная раздробленность на Руси. Русские земли в XII-XIII вв. 57

ЛЕКЦИЯ № 3. От Руси к России. Становление российского централизованного государства (XIV-XV вв.) 61

СЕМИНАР № 3. 77

Основные этапы образования российского централизованного государства XIV-XV вв. 77

ЛЕКЦИЯ № 4. Эпоха Ивана Грозного: реформы «Избранной рады» и опричнина (вторая половина XVI века) 81

СЕМИНАР № 4. 101

Россия в XVI в. От Московского княжества – к царской деспотии.. 101

ЛЕКЦИЯ № 5. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смутное время. Первые Романовы… 105

СЕМИНАР № 5. Россия в начале Нового времени. XVII в. 133

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ). ОТ РУСИ К РОССИИ (IX-XVII вв.) 137

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 141

ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (для студентов очной, вечерней, сокращенной формы обучения и экстерната) 144

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.. 149

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 152

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ… 158

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 179

ВВЕДЕНИЕ

Вступление человечества в третье тысячелетие и радикальные изменения, происходящие в мире и российском обществе, демонстрируют возрастание динамики жизни. Для того чтобы правильно ориентироваться в этой сложной, порой противоречивой обстановке, необходимо прежде всего осмыслить весь многотрудный путь исторического развития, пройденный человечеством и нашим государством.

Предлагаемая работа является учебным пособием по отечественной истории для студентов неисторических специальностей высших учебных заведений. Данная книга – результат обобщения опыта работы автора со студентами социально-экономического факультета АТиСО. В нее вошли лекционный курс по отечественной истории, опыт проведения семинарских занятий и учебно-методические материалы.

Настоящее учебно-практическое пособие – далеко не вся история Российского государства. В первой части «От Древней Руси к Новому времени» рассмотрены наиболее важные проблемы, которые определяют главный путь исторического развития России в IX-XVII веках. В дальнейшем во второй и третьей части будет освещен исторический период XVIII-XX веков.

Пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Отечественной история» и соответствует Федеральному стандарту по истории. Работа написана на основе широкого круга источников. В ней предпринята попытка с новых позиций и в целостном виде проанализировать отечественную историю. Некоторые основные моменты и тенденции отечественной истории даются на фоне зарубежной, так как историю одной страны нельзя понять и осмыслить без сопоставления ее принципиальных моментов с историей других стран. В работе учтено многообразие точек зрения по проблемам отечественной истории. Разумеется, все изложенное в этом пособии не претендует на то, чтобы служить истиной в последней инстанции. Это лишь одна аргументированная, на наш взгляд, версия истории России.

В данном учебно-практическом пособии предпринята попытка в доступной и ясной форме отразить важнейшие вехи эволюции российского государства от Древней Руси до конца XVII века; на основе конкретных событий и фактов минувшего показать причины и динамику исторического процесса.

Особенностью пособия является то обстоятельство, что оно спрофилировано на образовательные приоритеты экономических вузов. Важную часть курса составляют вопросы экономического развития страны на различных этапах; особенностей формирования экономической политики Российского государства; исторического опыта проведения экономических реформ; проблем становления и развития социальной структуры российского общества, динамики взаимоотношений власти и общества – т.е. тех знаний, которые необходимы студенту в будущей профессиональной деятельности.

Другой особенностью учебного пособия является то, что в отличии от школьных аналогов, оно основано на проблемно-хронологическом принципе и предполагает иной качественный уровень анализа учебного материала.

Внутренняя структура учебно-практического пособия состоит из двух частей. Первая часть содержит пять лекции, составленных по проблемно-хронологическому принципу и методические рекомендации по изучению каждой темы курса, включая самостоятельную работу студента с документами (фрагменты), а также вопросы для самоконтроля, которые, как нам кажется, могут способствовать более углубленному освоению студентами истории России.

Кроме того в первой части приведены планы семинарских занятий, содержащие перечни тем, по которым целесообразно подготовить доклады, сообщения, рефераты, а также вопросы для дискуссии на занятиях.

Вторая часть состоит из глоссария, списка учебной литературы, методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов, тестов промежуточного контроля и итоговых проверочных тестов, что поможет студентам самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов и зачетов по курсу отечественной истории.

В пособии имеется приложение, в котором даются ответы на тесты, помещены исторические кроссворды, а также опубликованы таблицы и схемы по курсу отечественной истории, которые в сжатой и концентрированной форме дают основные сведения о прошлом нашей страны. Использование элементов наглядно-графического характера позволяет лучше понять и усвоить материал, приблизиться к постижению сложного и противоречивого исторического процесса.

Цель пособия – помочь студентам научиться выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений, процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве. Научить студентов работать с научной литературой по истории, иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними, уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций.

Полученные знания должны расширить общий кругозор студента, повысить интеллектуальное развитие, сформировать у него навыки, необходимые для самостоятельной оценки современной исторической литературы. Мы надеемся помочь студенту уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к экзамену по истории.

ЛЕКЦИЯ № 1.
Древняя Русь как часть
европейского мира

1. Образование Древнерусского государства

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector