В соответствии с Генеральным планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов для учета всех видов материальных запасов предназначены основные, активные, инвентарные счета подраздела 20 «Материалы» включающего следующие синтетические счета:
201 «Сырье и материалы»
202 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»
203 «Топливо»
204 «Тары и тарные материалы»
205 «Запасные части»
206 «Прочие материалы»
207 «Материалы, переданные в переработку»
208 «Строительные материалы и другие»
По каждому счету строительная организация при разработке учетной политики может предусмотреть необходимое количество субсчетов и аналитических счетов в разряде групп и подгрупп по учету материалов.
В синтетическом учете товарно-материальные запасы отражают по их фактической себестоимости, а в аналитическом учете – по штукам, в качестве которых могут быть использованы договорные или планово-расчетные цены.
В связи с этим, если хозяйствующим субъектом в аналитическом учете товарно-материальных запасов применяются договорные цены, то он должен обеспечить надлежащий контроль за правильным определением величины транспортно-заготовительных расходов и их последующим распределением.
Если же в аналитическом учете запасов используют планово-расчетные цены, то их фактическая себестоимость слагается из стоимости материалов по этим ценам плюс или минус (+) отклонения фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.
Эти цены должны быть разработаны самим субъектом на основе договорных цен с учетом планового размера транспортно-заготовительных расходов.
8.3. Номенклатура – ценник в строительной организации.
При значительных количествах используемых материалов или реализуемых товаров особо важным моментом в организации их учета является одинаковое и правильное указание наименований ценностей, единиц измерения, сорта, марки и т.п. во всех приходных, расходных и других документах, отражающих движение материалов и товаров. Это важно для компьютерной обработки первичной информации, когда на всех документах должны быть указаны определенные шифры. С этой целью применяется номенклатура материальных ценностей с указанием в ней номенклатурных номеров.
Номенклатура – это систематизированный перечень установленных наименований материалов (товаров) и их единиц измерения, используемых строительной организацией.
В номенклатуре каждому наименованию, марке, сорту и размеру материалов (товаров) присваивается условный номер (шифр), именуемый номенклатурным номером, который в обязательном порядке указывается во всех документах по учету движения материалов (товаров). Если в номенклатуре будет указана учетная цена материалов (товаров), т.е. договорная или планово-расчетная, принятая субъектом в текущем учете, тогда это будет номенклатура – ценник.
Номенклатура и номенклатурные номера должны быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно либо на договорной основе с помощью консалтинговых служб и утверждены руководителем субъекта. Номенклатура материалов (товаров) и номенклатура – ценник размножаются в необходимом количестве экземпляров и передаются соответствующим службам и материально ответственным лицам субъекта.
При составлении номенклатуры и номенклатурных номеров все материалы (товары) подразделяются на группы. Каждая группа материалов (товаров) делится на подгруппы – учетные группы.
Если количество подгрупп окажется больше, чем групп, то их можно шифровать двумя знаками 00-99.
В подгруппе материалы (товары) подразделяются на виды, марки, сорта и по размерам. В лесных материалах может быть подгруппа пиломатериалов, вид –шпалы, сорт –первый и т.д.
При очень значительном перечне потребляемых материалов или реализуемых товаров для шифровки марок, сортов и размеров могут быть использованы три знака 000-999. Как правило, первые три знака соответствуют шифру бухгалтерского учета, следующие – шифру субсчета в рабочем плане счетов, а последующие знаки – шифрам группы и подгруппы конкретного вида ценностей.
Номенклатура – ценник материалов (товаров) может быть представлена в следующем виде:
УЧЕТ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ