Садово-паркового искусства

А.О. Кадурина

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЕЙ

САДОВО-ПАРКОВОГО МАСТЕРСТВА

Столь всевозможный мир садово-паркового мастерства неоднократно подвергался действию разных факторов, воздействующих на формирование образа сада различных стран и эпох. На каждом историческом этапе они были собственные и, причудливо переплетаясь, создали те неповторимые виды садов, каковые дошли до наших дней.

Целью настоящей работы есть оценка факторов, повлиявших на формирование стилей садово-паркового мастерства, по последовательности показателей, в разные исторические эры.

С целью достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Продумать главные факторы формирования ландшафтных объектов
  2. Создать базу данных, включающих анализ стилей по последовательности показателей для объектов садово-паркового мастерства. Создать критерии оценки.
  3. Распознать, какие конкретно показатели садов подвержены влиянию каждого из факторов.
  4. Совершить кластерный анализ по последовательности выбранных параметров. Проанализировать полученные диаграммы.
  5. Распознать закономерности формирования групп по стилям в каждом из факторов, особенности их связей и взаимного влияния.

Проанализировав неспециализированные тенденции объектов садово-паркового мастерства, возможно предположить существование трех главных факторов, оказывающих на них действие: социально-исторический, культурологический и природный факторы. Социально-исторический фактор включает в себя политическое устройство страны, определение приоритетного светского либо религиозного начала, темперамент социальных взаимоотношений и т.д. Со своей стороны культурологический фактор разглядывает неспециализированные представления о красоте, влияние архитектурно-искусствоведческого наследия и т.д. Природный фактор говорит о отношении общества к природе и влияние со своей стороны внешней среды на человека.

Была организована база данных по изучению парковых комплексов различных стран и эпох, в соответствии с периодизации, данной в книге Сокольской О.Б. [1], куда вошли: Древний Египет, Ассирия — Вавилония, Персия, Индия, Старая Греция, Древний Рим, средневековая Западная Европа, средневековые Испано-мавританские сады, Восстановление (Италия), Барокко (Италия), Франция XV – XVIII вв., Англия нач. XVIII в. (регулярные сады), Австрия – Германия, Англия XVII – XVIII вв. (пейзажные парки), Франция XVIII в. (романтизм), Китай, Япония.

Любой вошедший в базу этот таксон (страна) был оценен по последовательности параметров, таких как: функциональное назначение, масштаб парков, положение арх. сооружений в пейзаже, темперамент композиции парка, композиционные изюминки трассировки, целостность композиции сада, проектирование видов, формы в плане, симметрия, применение ритма, отношение к природе, темперамент применения рельефа, тип сада (в зависимости от рельефа), гидротехнические сооружения, садовые постройки, малые формы, элементы озеленения, влияние вторых культур, символика сада, темперамент растительности, световые эффекты, запах, звук, цветовая гамма [1, 2, 3]. Любой критерий со своей стороны был разделен на последовательность черт, каковые оценивались по бальной шкале, где: 0 – отсутствие показателя, 1 – присутствие показателя, 2 – самый характерный показатель для этого типа сада.

Все критерии оценки были поделены на три группы, в зависимости от максимально влияющего на них фактора. Так, самый подвержены социально-историческому фактору следующие параметры садово-парковой архитектуры: функциональное назначение (дворцовые, публичные, ботанические и другие сады), масштаб парков, положение архитектурных сооружений в пейзаже (главное, завуалированное и др.), проектирование видов (открытое, закрытое пространство сада и др.), символика сада (светская, религиозная). Для культурологического фактора это: темперамент композиции парка (регулярный, красивый), трассировка (замкнутая, осевая и др.), целостность композиции, проектирование видов, формы в плане, симметрия, применение ритма, садовые постройки, малые формы, элементы озеленения (бордюры, боскеты, аллеи, партеры и др.), влияние вторых культур, световые эффекты, запах, звук, цветовая гамма сада. Природный фактор влияет на: проектирование видов, отношение к природе (заимствование либо обработка природных форм), тип сада (в зависимости от рельефа), темперамент применения рельефа (природный, неестественный, обработка), гидротехнические сооружения (водоемы, ручьи, фонтаны и др.), темперамент растительности (местная, экзоты).

Для каждой группы параметров, подверженных действию одного из факторов, был совершён кластерный анализ. Суть его содержится в построении иерархической древовидной схемы, где высокие корреляционные связи выражены в виде «ветвей» на графике. Страны с похожими параметрами сосредотачиваются в одной части диаграммы и со своей стороны объединяются в группы по обобщающим их показателям. Расстояние между государствами по оси абсцисс – одна из мер сходства. Степень же величины подобия определяется по оси ординат. Тут, чем меньше расстояние от начала координат, тем больше исследуемые государства схожи между собой по исследуемым параметрам и образуют более прочные связи [4]. В следствии, по каждому из факторов была взята собственная диаграмма (рис. 1-3).

На рисунке 1 нарисовано действие на садово-парковую архитектуру социально-исторического фактора.

Полностью четко выделились три группы государств, схожих в отношении политического устройства страны. В первую вошли замечательные тоталитарные державы с сильным аппаратом власти (Древний Рим, Ассирия – Вавилония, Китай, Индия, Древний Египет и Персия). Главной национальной задачей этих государств представлялось продемонстрировать их мощь и силу, которую надлежало выразить в архитектуре, изобразительном и садово-парковом мастерстве. Выговор давался на садах правителей, каковые были призваны поражать своим масштабом, роскошью, великолепием. В большинстве случаев, грандиозных размеров, с главным дворцом и замечательной религиозной направленностью, выраженной в мифологической символике изображений. Во вторую группу вошли в основном островные страны со сложившимися вековыми традициями (Япония, Англия (Англия), полуостров Греция) либо страны, на каковые они сильно повлияли (испано-парки и мавританские сады французского романтизма). В этих государствах громадное внимание уделялось характеру публичной судьбе, философии мышления. Это необычные реликтовые общества, где самые ценными представлялись многовековые традиции, передаваемые много поколений. На западноевропейские государства большое влияние оказали Древняя Греция и япония. Как будто бы собирательный образ философии древних цивилизаций предстают перед нами публичные, красивые британские сады, каковые воплощали в себе миф совершенного мира, насыщенные литературностью и историко-культурными ассоциациями. Все в них подчинялось воспоминаниям и эмоциям. Это были сады памяти, созданные для размышлений, раздумий, интеллектуального отдыха. Присутствует мотив гордости за традиции, накопленные прошлыми поколениями, каковые надлежит не забывать и передавать дальше. И третья несколько вобрала в себя исторические эры, в базе которых была заложена жажда отдыха, развлечений, утонченных изысков, — рассчитанных на высшее общество. Это страны (Австрия, Германия, Франция времен абсолютизма, Италия (барокко и ренессанс)), в которых находилось главное светское начало, оригинальности и обязательный элемент роскоши.

века и Садовое искусство. Фильм первый

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector