С помощью бизнес-плана

Планирование предпринимательской деятельности широко применяется за рубежом, а в настоящее время — в отечественной практике и основывается на бизнес-стратегиях.

Бизнес-план — это планово-аналитический документ, разработанный предприятием по установленной форме и раскрывающий характерные особенности проекта, целесообразность, привлекательность, выгоду и экономическую эффективность его реализации, необходимые ресурсы, их источники, пути решения основных проблем.

Бизнес-план предприятия отличается от бизнес-плана инвестиционного проекта как своим составом, так и направленностью. В бизнес-плане предприятия больше внимания уделяется производственной стороне, маркетинговым исследованиям рынка и конкурентов.

В бизнес-плане инвестиционного проекта особое внимание уделяется эффективности инвестиций, их источникам и окупаемости.

Бизнес-план разрабатывается для следующих целей:

1) обоснования необходимости вложения инвестиций в конкретный проект (выпуск новых товаров, совершенствование действующего производства);

2) оценка размеров инвестиций и сроков их погашения;

3) обоснование стратегии развития;

4) оценка способности руководства предприятия принимать рациональные эффективные решения;

5) обоснование эмиссии ценных бумаг (ЦБ).

Бизнес-план — это письменный документ, в котором изложена суть предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации и охарактеризованы рыночные, производственные, финансовые и организационные аспекты предполагаемого бизнеса, а также особенности его управления. Содержание и структура бизнес-плана строго не регламентирована. Тем не менее, бизнес-план должен отвечать следующим условиям:

1) бизнес-план должен быть профессиональным, доступным и понятным для пользователя;

2) бизнес-план должен быть разделен на разделы;

3) бизнес-план должен быть тщательно выверен.

Для более полного восприятия необходимо использовать схемы, таблицы, диаграммы. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, поскольку он содержит конфиденциальную информацию.

Информация, необходимая для разработки бизнес-плана делится на:

— маркетинговую;

— финансовую;

— производственную.

Источники получения информации:

1) конкретный проект выпуска новой продукции, реконструкции, технического перевооружения;

2) данные бухучета и статотчетности;

3) собственный опыт работы;

4) текущие обзоры экономической литературы;

5) непосредственный контакт с поставщиками и клиентами;

6) приобретение товаров конкурента, сбор рекламной информации, беседы, посещение выставок, специальные опросы.

В случае международных контрактов, при создании совместных предприятий, необходимо использовать методики, отвечающие требованиям ЮНИДО (организация объединенных наций по промышленному развитию).

В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг, возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требованиям и важнейшим тенденциям в международном бизнесе.

В методических рекомендациях по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования приводятся такие определения инвестиционного проекта, как «дело», «деятельность», «мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов)». Ближе к этому понятию – термины «хозяйственное мероприятие», «работа (или комплекс работ)», «проект как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия».

На основе анализа приведенных определений и признаков бизнес — проекта можно сформировать более общее определение инвестиционного бизнес — проекта, которое удовлетворяет всем основным признакам и не противоречит ни одному из приведенных ранее определений. Инвестиционный бизнес – проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение определенной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации.

Включение в определение «отдельной системы» указывает не только на целостность проекта и его разграниченность с другими видами бизнеса, но и подчеркивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит его неповторимость и признаки новизны.

Классификация бизнес — проектов

Многообразие бизнес — проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т.п.

Множество разнообразных бизнес — проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственна и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной.

Выделены следующие основания классификации бизнес — проектов:

тип проекта — по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект;

класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;

масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;

длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;

сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;

вид проекта – по характеру предметной области проекта.

Рассмотрим основные разновидности проектов по предложенным основаниям:

Тип проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.

Класс проекта: монопроект, мультипроект, мегапроект.

Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;

мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения много проектного управления;

мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.

Масштабы проекта: мелкие проекты, средние проекты, крупные проекты, очень крупные проекты.

Это разделение проектов очень условное. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

Длительность проектов: краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3- х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).

Сложность проектов: простые, сложные, очень сложные.

Вид инвестиционных проектов: инновационный и организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанные.

Преобладающее большинство бизнес — проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес — проекта, зависит от всех перечисленный оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта.

К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли. В этой группе бизнес — проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.

Очевидно, могут быть предложены и другие способы классификации проектов.

Схема предлагаемой классификации проектов приведена на рис. 6.9. В качестве оснований классификации взято 4 признака: класс, тип, вид и длительность проекта.

В соответствии с классификацией бизнес — проектов на виды можно выделить некоторые особенности и типичные условия, позволяющие отличать виды проектов друг от друга.

Шаблон бизнес-плана в формате Excel

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector