С пассажирами и заказчиками

В той же присяге водителя записано: «Я буду всегда нести ответственность за рядом сидящих пассажиров». Когда водитель находится в автомобиле один и рискованно управляет им, то он подвергает опасности свою жизнь, и жизнь других участников движения. При наличии пассажиров он теперь рискует и жизнью своих пассажиров.

Водитель является хозяином своего автомобиля и обязан заботиться о безопасности людей, которые едут с ним в автомобиле.

Чаще всего водитель и пассажир контактируют в общественном транспорте. У водителя автобуса работа ответственная – за спиной пассажиры (причем не один или два, а десятки), за жизнь которых он отвечает. Не случайно, что здесь, как правило, работают опытные и высококвалифицированные специалисты. Но не только высокое мастерство должно быть присуще водителю автобуса, во многом его характеризует отношение к пассажирам. На передний план выступают его личные качества, и вежливость и предупредительность здесь совсем не лишние.

Уже по тому, как автобус подъезжает к остановке, можно определить отношение водителя к пассажирам. Один водитель подъедет к ней на невысокой скорости, плавно затормозит, остановится вплотную к бордюру так, чтобы удобно было садиться и выходить из автобуса. Другой словно куда-то очень торопится, приближается к остановке на слишком высокой скорости, резко тормозит, да еще останавливается далеко от края проезжей части напротив лужи или столба, которые мешают пассажирам.

Высокая скорость при приближении к остановке особенно опасна зимой, когда от частого торможения около нее образуется лед. Он может быть припорошен снегом – это следует учитывать. На льду автобус может занести, и никто не гарантирует, что он не выскочит на посадочную площадку. Способствует заносу и грязь на проезжей части около остановки, гололедица, а также и то, что посадочная площадка или павильон остановки автобуса находится на одном уровне с проезжей частью. Снег, уплотняясь, зачастую сводит на нет высоту бордюрного камня. По статистике, например, только на транспорте общего пользования за год происходит 4–5 наездов автобусов на остановку, а в целом эта цифра достигает нескольких десятков. В таких дорожно-транспортных происшествиях страдают в основном пассажиры, ожидающие автобус.

Больше конфликтов между водителями и пассажирами возникает в городах, где и народу больше, и остановки чаще. Здесь особого внимания требует пользование дверями. Нередки случаи, когда из-за невнимательности водителя кто-то из пассажиров оказывается защемленным в дверях, а автобус уже трогается. Тут недалеко и до травм.

На улицах нередко можно увидеть и такую картину. Человек, может быть уже немолодой, изо всех сил бежит к стоящему на остановке автобусу. И вот, когда ему остается сделать несколько шагов, двери захлопываются и транспортное средство отъезжает от остановки. Иногда создается впечатление, что водитель делает это специально. Возмущается при этом не только опоздавший пассажир, но и видевшие это люди. О какой этике, о каком уважении к человеку можно говорить с таким водителем? В странах, где уровень дорожной культуры высок, подобное поведение просто невозможно.

Стиль вождения автобуса также имеет этическую сторону. Его издержки чувствуются здесь особенно остро. Водитель не должен резко трогаться, набирать скорость и тормозить. Недопустимы также крутые повороты. С этим, думается, согласны все. Но речь в данном случае идет не только о комфорте, но и безопасности. В часы пик в городах в автобусах многие вынуждены стоять, а при резком маневре стоящие люди могут не удержаться на ногах и упасть, получив при этом травмы.

Водитель автобуса, объявляя остановки, обращается к пассажирам. И хотя этот факт непосредственно не влияет на безопасность движения, хотелось бы немного остановиться на нем. Здесь очень ярко проявляется отношение к пассажирам со стороны водителя, его культура.

Хотя водитель обязан объявлять остановки, он часто этого не делает. Вот и вынужден пассажир расспрашивать стоящих рядом людей. А разве так уж трудно сказать несколько слов в микрофон? Никаких особых затрат энергии на этане требуется. Не объявляя остановки, водитель просто не выполняет часть своих обязанностей.

Есть, хотя и редкие, обратные примеры, когда водитель добровольно берет на себя роль экскурсовода. Он не только своевременно объявляет остановку, но еще и информирует о том, что здесь находятся такие-то магазины, кинотеатр и т.д. Все это он делает, конечно, не отвлекаясь от управления автобусом. К сожалению, такие водители – редкое исключение, ведь за культуру обслуживания не платят.

Не только водители автобусов имеют дело с пассажирами. Не надо забывать о таксистах, да и просто о водителях грузовых и легковых автомобилей, которые ежедневно выезжают на дорога страны. Работа водителя такси имеет свою специфику. Он не отгорожен от пассажиров стеклянной перегородкой, как его коллега в автобусе. Не отгорожены часто и пассажиры от неприкрытой грубости и бескультурья. Правда, таких явлений становится сейчас все меньше и меньше. И «виноваты» в этом таксисты частных фирм, которые во многих городах стали настоящими конкурентами таксопарков. Они более вежливы, с уважением относятся к клиентам, о грубости не может быть и речи – такой работник не сможет трудиться. Вот и приходится таксистам подтягиваться.

Справедливости ради следует признать, что нельзя во всем обвинять только водителя, пассажиры тоже встречаются разные. Бывает, что они вынуждают водителя нарушать Правила, например, требуя ехать быстрее там, где скорость ограничена. Попадаются и слишком разговорчивые, которые постоянно отвлекают водителя от управления автомобилем. Причем это опаснее для автолюбителей, квалификация которых, как правило, ниже, чем водителей-профессионалов. Отвлекая человека за рулем, пассажир увеличивает вероятность дорожно-транспортного происшествия. Это подтверждает и статистика: по вине водителей их происходит свыше 70%, многие из них совершены из-за того, что водитель на мгновение отвлекся от управления автомобилем, разговаривая с пассажиром.

Есть еще такая категория пассажиров, которая постоянно дает советы. Это чаще всего делают супруги водителей, которые сидят рядом с ними на переднем сиденье и, видимо, считают, что лучше своего мужа знают науку управления автомобилем. Упреки, советы, указания, приказы следуют непрерывно и, естественно, очень мешают водителям.

Рассматривая вопрос взаимоотношений водителя и пассажиров, хочется еще раз подчеркнуть главное – их отношения должны строиться на доброжелательной, взаимовежливой основе. Водители, особенно пассажирского транспорта, кроме высокого мастерства управления автомобилем, должны обладать соответствующей культурой общения с пассажирами, которая основывается на высокой ответственности за их жизнь и здоровье. И это не мелочи, не второстепенные вопросы, которые можно отложить. Многие такие «пустяки» закончились, как свидетельствует статистика, трагически.

СПОРЫ С ЗАКАЗЧИКОМ . ПОПАЛ НА ДЕНЬГИ.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector