Рождество и опасности

21. Знаменательно, что краткая история детства Господа Иисуса говорит одновременно о Его Рождестве и об опасности, с которой Он столкнулся буквально в первые дни жизни. Лука приводит эпизод о принесении в храм для посвящения Богу Младенца Иисуса на сороковой день после рождения. Старец Симеон произносит тогда пророческие слова. Эти слова говорят одновременно о «свете» и «предмете пререканий». А Марии сказано: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2, 32-35). Тогда как Матфей указывает на угрозу жизни Новорожденного Иисуса, идущую от Ирода. Прибывшие с Востока волхвы сообщили Ироду, что странствуют в поисках «родившегося Царя Иудейского» (Мф 2, 2). Ирод, боясь потерять власть, приказывает убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф 2, 16). Иисус уходит тогда из рук Ирода только благодаря особому вмешательству Бога и отцовской заботе Иосифа, который уводит Младенца и Матерь Его в Египет, где они пребывают до смерти Ирода. А потом возвращаются в свой родной город Назарет, и тут начинается долгий период обычной жизни Святого Семейства (Мф 2: 1-23; Лк 2: 39-52).

Тот факт, что Младенец Иисус практически с первых дней своего появления на свет сталкивается с угрозой для Своей жизни, имеет пророческое измерение. Еще будучи Младенцем, Он становится «предметом пререканий». Пророческое значение получает и тот факт, что невинные вифлеемские младенцы, убитые по указу Ирода, становятся, согласно давней Литургии Церкви, участниками Рождества Христа и Его искупительных страданий[50]. Так они восполняют «недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1, 24).

В Евангелии Благовещение жизни, которое удивительным образом исполняется в рождении Искупителя, выразительно противопоставлено опасностям, угрожающим жизни. Благовещение жизни относится к тайне Воплощения Слова, стало быть, относится ко всей Богочеловеческой действительности Христа. «Слово стало плотью» (Ин 1, 14). Бог стал человеком. На эту тайну часто ссылаются Отцы Церкви: «Бог стал человеком, чтобы мы обожились»[51]. Эта истина веры одновременно является и истиной человеческого бытия. Она говорит еще и о масштабах угрозы, какой оборачивается любое посягательство на жизнь не рожденного ребенка, да еще в утробе собственной матери. Если мы захотим отыскать антипод тому, что называется «прекрасной любовью», то найдем его именно тут. Исходя исключительно из потребления, можно дойти до убийства любви, убивая ее плод. «Благословен плод чрева Твоего!» (Лк 1, 42) – становится для цивилизации потребления «проклятым плодом».

Тут стоит кратко упомянуть об отклонениях, которые наблюдаются во многих странах в так называемых государственных законах. Закон Божий в отношении человеческой жизни однозначен и категоричен: «Не убий!» (Исх 20, 13). Следовательно, ни один законодатель не может, сказать: тебе позволено убивать, у тебя есть право убивать или же ты должен убить. К сожалению, в истории нашего столетия подобное отклонение стало реальностью. К власти демократическим путем приходили политические силы, они издавали общественные законы, противоречащие праву на жизнь, которое имеет каждый без исключения человек, и делали это ради порочной идеи, например, евгенического, этнического или какого-либо другого характера. Сегодня не менее опасным явлением становятся законопроекты, игнорирующие право на жизнь с момента зачатия. К сожалению, они широко распространены и поддерживаются общественным мнением. Как можно нравственно одобрять законы, которые разрешают убивать человека, уже зачатого и живущего в утробе матери? Получается, что право на жизнь оказывается уделом уже взрослых людей, тех, кто реализует свои планы и проводит через парламенты свои собственные интересы. А тому, кто еще не родился, в праве на жизнь отказано?

В таком случае мы находимся перед лицом огромной опасности не только для отдельно взятой человеческой жизни, но и для всей нашей цивилизации. Утверждение, что эта цивилизация в определенном смысле стала «цивилизацией смерти», получает тут свое подтверждение. И не пророческим ли событием остается то, что Благовещению Рождества Христова неотрывно сопутствует угроза Его жизни? Да, с самого начала Его жизнь подвержена опасности. Опасность угрожала новорожденному Младенцу, человеческому сыну, который одновременно был и Сыном Божиим. Его жизнь с самого начала находилась в опасности, и только чудом Он избежал смерти.

В последние десятилетия стало заметно обнадеживающее пробуждение совести: это относится как к современной мысли, так и к общественному мнению. Сознание уважения жизни с момента зачатия особенно возрастает среди молодежи. Ширится движение в защиту жизни (pro life). И в этом — начало надежды на будущее семьи и всего человечества.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector