Риторика средневековья (общие положения и характеристика одного из представителей).

Риторика — наука об мастерстве красноречия — существует с старейших времен и занимает серьёзное место в культуре, соединяя богатую практические рекомендации и историческую традицию для всех желающих сказать красиво, совершенно верно и убедительно.

Основной изюминкой средневековой эры есть её глубокая и весьма сложная связь с религией. В средние века церковь была самым большим феодальным землевладельцем. Она занимала господствующие положения в экономике, политике, идеологии. Религия служила укреплению и оправданию феодального строя. Богословию были подчинены все социальные университеты, философия, наука, образование мастерство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, любая живая, свободная идея подавлялась. Это тормозило, сдерживало развитие духовной судьбы средневекового общества. Совокупность религиозного мировоззрения наложила свой след на все успехи того времени, среди них и на ораторское мастерство.

Как справедливо писал А.Г. Тимофеев в собственных «Очерках по истории красноречия», «средневековое красноречие не имело возможности владеть творческой силой подлинного мастерства, но оно должно было оставаться на земле чистой риторики, жить одной внешней формой, в причудливой обработке которой тогда видели сущность красноречия. Оратору не было места в национальной судьбе». Главным видом было духовное красноречие, которое стало замечательным инструментом церкви по укреплению и защите собственных позиций и сильным средством действия на народные веса.

Служители церкви должны были пересказывать церковные догматы, толковать библейские предания, воспитывать прихожан в покорности и духе смирения. Главным способом влияния на слушателей делается не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.

С возникновением средневековых университетов в XI – XII столетиях зарождается университетское красноречие, которое также не имело возможности развиваться вольно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. Scholastikos – школьный, ученый), религиозная философия. самые характерными чертами её было рвение опираться на «авторитеты», в основном церковные, и полное пренебрежение к опыту. Собственные доказательства схоласты черпали, в первую очередь, из «священного писания».

Самое броское выражение схоластика отыскала в произведениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание есть грехом, в случае если лишь оно не имеет собственной целью познание Всевышнего.

Как отмечают исследователи, наука пребывала в замкнутом кругу традиций и авторитета. Ответственным показателем учености являлось знание латинского языка, умение применять в собственной речи выражения и латинские слова.

Лекции в университетах читались докторами наук по громадным рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книгопечатания тогда ещё не было, исходя из этого, дабы сохранить книги, их часто приковывали к кафедре цепями. Задача лектора пребывала в комментировании студентами прочтённого текста.

Догматизм, цитатничество, начетничество, и погоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся главными приемами схоластической риторики.

В теоретическом смысле средневековая риторика практически ничего не прибавляет к древним разработкам, держится поздних теоретиков и правил Аристотеля (на Западе — Цицерона) и только перерабатывает их в расчёте в основном на произведение писем (посланий) и проповедей. Везде происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних столетий риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией.

Создание произведения, со своей стороны, подразделялось на три части либо ступени (три основных элемента из пяти в древнем перечне).

1. Инвенция (лат. inventio), имеется фактически нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета целый его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе есть чисто техническим приемом

2. Диспозиция (лат. dispositio), предписание порядка размещения частей. Средневековая риторика ни при каких обстоятельствах действительно не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми неспециализированными предписаниями, определяя скорее некоторый эстетический идеал, нежели методы его успехи.

3. Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи» в языковую форму. Она служила чем-то наподобие нормативной стилистики и подразделялась на множество частей; самый создана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу другими словами в основном теории риторических фигур.

Оценивая состояние риторики в средние века, необходимо заявить, что она страдает тем же главным пороком, что и древняя. Ее рецепты не дают закономерного результата на практике. «Добросовестные ученики» так же, как и прежде задают вопросы: из-за чего успех достигается лишь весьма гениальным либо весьма умным оратором (они имели возможность бы обойтись и без риторики!), тогда как обычные честные люди (кроме того с ее помощью) не смогут увлечь за собой собственных слушателей. Но в эту эру авторитет риторики еще высок: жизнь не предъявляет к ней особенно громадных требований, потому что на смену древнему миру, знавшему по преимуществу конфронтационное, судебное и парламентское красноречие, не связанное с противостоянием коммуникативных установок, а носящее в основном коммуникативный либо информационный темперамент, риторика все больше растворяется в мастерстве произносить проповеди — гомилетике, и, конечно, ее авторитет поддерживается замечательным авторитетом церкви.

2. Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.)

Одним из наибольших ранневизантийских писателей был Иоанн Златоуст, подобно многим своим современникам органически соединивший в себе христианского богослова и античного ритора.

Златоуст появился и вырос в сирийском городе Антиохия, большом культурном центре Восточной Римской империи, где скрещивались традиции самых различных народов. Мать Златоуста Анфуса была просвещённейшей дамой эры, она дала сыну красивое домашнее образование. Риторике Иоанн обучался в школе известного оратора Ливания (314 — около 393). Недолгое время Златоуст пробыл юристом, что разрешило ему в подробностях изучить обычаи и нравы антиохийского света, в который он стал вхож по роду деятельности.

По возвращении в Антиохию Иоанн в 381 г. принимает сан диакона и начинает выступать с проповедями, собирая широкую аудиторию. В 398 г. Златоуста назначают епископом Константинополя.

Его призыв и обличительные проповеди к скромному образу судьбы привели к ненависти состоятельных граждан и двора. Резкость, нетерпимость, воинственность — серьёзные черты характера Златоуста, замечательно чувствующиеся в напряжённом языке его речей также сыграли собственную роль. Иоанн высказывал отрицательное отношение и к обширно тогда распространённому рабству, которое вычислял плодом насилия, греха и войн.

По пути в последнюю ссылку Иоанн умирает. Среди византийских ценителей красноречия Иоанн Златоуст прославился как мастер слова, а в Православной церкви очень велик его авторитет как толкователя и святителя Священного Писания. Через 100 лет по окончании смерти данный церковный автор взял прозвание Златоуст (по-гречески Хрисостом). В риторических школах оно присваивалось только тем, кто в совершенстве овладел всеми тонкостями словесной отделки и построения речей, равно как и мастерством их произнесения.

3. Беда Достопочтенный (673 – 735 гг.)

Он появился поблизости от монастыря Уэармут, в семилетнем возрасте был дан в том направлении на воспитание, переведен в соседний монастырь Джэрроу практически сразу после его основания в 691 г. и в том месте принял монашество. Около 692 г. рукоположен в диаконы, в 703 г. — в священники. Как мы знаем, что он посещал монастырь в Линдисфарне и, быть может, путешествовал до самого Йорка. Но, по его собственным словам, всю жизнь он провел в Джэерроу. Он писал: «Дав все время собственной жизни этому монастырю, я целиком и полностью предался изучению Священного писания и, выполняя ежедневные службы и монашеское правило в храме, постоянно находил отраду в том, дабы обучаться самому, учить вторых и писать».

Беда как историк и писатель имеет, пожалуй, много последователей и прототипов, но не имеет аналога в западноевропейской культуре. Фигура Бэды и сейчас возвышается над многими его учениками и предшественниками, завлекая своим неповторимым своеобразием.

Беде в собственности около сорока работ, каковые в совокупности составляют что-то наподобие энциклопедии. Двадцать пять из них содержат библейские комментарии, охватывающие большая часть книг Ветхого и Нового заветов, и апокрифы. Остальные включают мучеников и жития святых.

Бэда скончался незадолго до праздника Вознесения Господня, в то время, когда была отслужена вечерня. Имеется свидетельства, что еще недавно в Англии существовал его культ. Рядом от места его рождения в Манктоне находится почитавшийся чудотворным «колодец Бэды», куда вплоть до конца XVIII в. местные обитатели приносили на излечение больных детей.

Последний титул, закрепившийся за Бэдой практически сразу после его смерти, принято переводить как Достопочтенный (Baeda Venerabilis), но он может иметь и второй перевод, что, на отечественный взор, естественнее звучит по-русски, — Преподобный.

Судебная риторика

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector