Рельеф. просверленные плиты

Монументальная скульптура

Как правило, представлена привратными фигурами, имевшими важное символическое значение. Это стилизованные фигуры животных (львов, быков), изображения фантастических животных шеду.

Период Джемдет-Наср Привратные статуи львов храма в Эль-Обейде .

Государство Хеттов и Митанни Привратная (портальная) скульптура носила монументальный характер.

Огромные фигуры львов и сфинксов (рычащих устрашающего вида) высечены из каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу). Их тела выполнены в рельефе, а протомы (передняя часть туловища) в технике круглой скульптуры. Скульптура отличается схематичным характером изображения и тяжеловесностью пропорций.

Монументальные статуи богов, поддерживающих перекрытие входа в святилище дворцового комплекса царя Капара в Тель Халафе (11—9 вв. до н.э.).

Искусство Ассирии. В монументальной скульптуре преобладают образы шеду. Среди них выделяются крылатые быки из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (Хорсабад, 8 в. до н.э.) и крылатые львы дворца Ашшурназарпала II (Нимруд, середина 9 в. до н.э.).

Рельеф

Рельеф широко использовался в повествовательных целях.

В композициях, которые часто строятся в соответствии с особенностями архитектуры, отмечается стремление избежать перегруженности персонажами.

Сюжеты и темы: война, охота, сцены быта и придворной жизни, сцены религиозного содержания. Центральное место занимают сцены с участием царя. Широкое распространение в 8-7 вв. до н.э. получила анималистика: «Охотники, несущие убитого льва», «Лев, изрыгающий кровь», «Раненая львица».

В трактовке образов преобладает стремление подчеркнуть физическую силу царя, его приближенных и воинов. Они показаны как огромные люди с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой. Отмечается знание пластической анатомии. Фигуры изображены с характерной условностью. Портреты типичны. Отмечается разномасштабность в изображении персонажей разной социальной принадлежности.

Фигуры не объединяются в ансамбль, а изображаются изолированно и не отражают пространственной глубины. В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II в композициях практически отсутствует пейзаж, иногда дана только ровная линия почвы (сцены охот). В 8 в. до н.э. в рельефах появляется пейзаж с конкретизацией особенностей изображаемой местности.

Изображения отличаются обобщенностью форм. Рельеф фигур невысокий, с резко очерченным контуром; детали показывались углубленным рельефом (контррельеф); украшения (вышивка на одежде) – гравировкой.

Техника исполнения рельефов соответствует требованию быстрого декорирования больших поверхностей стены. Использовались картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, а помощники копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Для изображения фигур человека и животных использовали наборы трафаретов рук, ног, голов и других частей тела.

Период Джемдет-Наср. Выработаны правила изображения фигуры человека, напоминающие древнеегипетский канон: ноги и голова повернуты в профиль, туловище развернуто в фас, глаз – в фас; рука, поднятая до уровня рта, символизирует предстояние перед божеством. Изображение фигуры животного: туловище в профиль, глаз – в фас; части тела, характерные для данного вида животного – в фас (рога и т.д.). Изображения людей типичны, в портретах отмечаются этнические черты. Человеческие фигуры статичны, отличаются примитивизмом. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе, что подчеркивает разницу в социальном положении. Композиция представляет собой последовательное изобразительное повествование; отдельные сцены распределены поясами.

Ассирия. В отличие от шумерских, аккадских и египетских рельефов, ассирийские изображения посвящены правдоподобному и детальному освещению реальной действительности, а не символическим сценам. Ассирийский рельеф представляет собой документальное повествование. В 9-8 вв. до н.э. форма обелиска использовалась для изображений, имеющих функцию «политической пропаганды». Например, «Черный обелиск Салманасара III» (9 в. до н.э., базальт), высотой около 2м, чествует победу монарха над Джазаэлем, царем Дамаска. Обелиск имеет ступенчатую форму, напоминающую зиккурат. Его поверхность покрыта рельефами и надписями, расположенными по секциям. Рельеф почти плоский, имеет не отделенные от поверхности детали и лишен перспективы.

видеоурок 7 кл Литосферные плиты

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector