Развитие взаимоотношений и самосознания в подростковом возрасте

Основные мотивационные детерминанты подросткового возраста -стремление к самопознанию, самовыражениюи самоутверждению.Возникновение потребности в познании себя, своих особенностей, размышления о себе самом — характерная черта подростков.

В связи с тем, что подросткам присущи почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, значимость межличностных отношений многократно возрастает. Подросток становится чрезвычайно сензитивным (чувствительным) к взаимным отношениям и к оценке их окружающими. Именно обострение потребности в самопознании заставляет подростка вести дневник, описывая в нем свои переживания, споры до хрипоты с товарищами, обсуждать значимость их и своего личного поведения и личностных качеств. Онистановятся особенно чувственными к своему статусу в группе. Стремление занять высокий статус, т. е. добиться уважения сверстников приводит к обостренному поиску друга, друзей, т. е. людей, чьи ценности и мнения совпадали бы с их собственными представлениями истремлениями. Удачи и неудачи в межличностных отношениях заставляют подростков задумываться осебе, о своих сильных и слабых сторонах. Таким образом, интенсифицируется процесс личностной рефлексии. Ведь не ориентируясь в своих возможностях и притязаниях, сильных и слабых сторонах, невозможно занять определенный статус в группе. Для этого нужны реальные достижения, реальные и ценимые в подростковой среде успехи. Борьба за признание, за то, чтобы быть принятым в группе и в то же время выделяться в ней обостряет стремление к самовыражению как способусамоутверждения. Именно подростки — наиболее многочисленные представители так называемых экстремальных развлечений (опасная езда на роликовых коньках, на досках с колесами, на так называемых горных велосипедах, основное назначение которых — выдерживать прыжки и т. п.)

Указанные тенденции осложняют межличностное отношение подростков следующими типичными и распространенными типами конфликтов: явнымии скрытыми. Явные конфликты- это, во-первых, конфликты, в которых подросток особенно болезненно реагирует на мелочный контроль со стороны взрослых (конфликт борьбыза автономию).Во-вторых, это конфликт, связанный с борьбойза статус(невозможность добиться желаемого положения в группе). Скрытые конфликты- суть конфликты, во-первых, вызванные переживаниями собственной несостоятельностив признаваемых сверстниками значимой деятельности. Например, неловкость в престижных видах телесно-мануальной активности или несообразительность и т. п. Во-вторых, конфликт на почве завышенных притязанийи невозможности их удовлетворить.

На эти внутри- и межличностные конфликты накладывается специфика отношений к подростку в семье. Здесь отмечаются следующие шесть основных стилей: гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственностьи противоречивое воспитание.

Гиперпротекция- это чрезмерная опека, мелочный контроль за подростком. Гипопротекция- беспризорность и невнимание к подростку. Эмоциональное отвержение- это предпочтение одного ребенка другому, отношение, при котором подросток чувствует, что им тяготятся. Повышенная моральная ответственность- это обстановка, в которой родители возлагают на подростка свои несбывшиеся надежды. А противоречивое воспитание- это система отношений к подрастающему человеку, при которой мать требует от него одного, отец — другого, а бабка с дедом — третьего и все это создает внутриличностный конфликт.

Большая значимость межличностных отношений, их выход на первый план, наряду с высоким психических развитием в подростковом возрасте, и создают особо благоприятную ситуацию для самоанализа и развития самосознания.

Самосознание подростка развивается в следующих аспектах: формирование самооценки(включая оценивание своей внешности, качества психических процессов, характера и конституции); анализ уровня притязаний(высокий, низкий, адекватный); анализ и формирование самоотношения(положительного, нейтрального, отрицательного); анализ и формированиесовокупности вероятных личных целейи предпочтенийв системе межличностных отношений.

Тема №3.4 ( Блок

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector