Неприятности развития воображения в дошкольном возрасте.
Рассматриваются разные подходы к формированию воображения у детей. В них по-различному оценивалось и трактовалось значение этого процесса в психологическом развитии ребенка, и закономерности его становления в онтогенезе. Наряду с этим все же возможно выделить две главные неприятности, каковые анализировались в той либо другой мере во всех концепциях: неприятностей; соотношения развития воображения ребенка с возможностями познания действительности и проблему самой природы этого процесса.
Роль воображения в развитии психики и детского познания в целом рассматривалась очень неоднозначно; от полного отрыва воображения от действительности до признания неразрывной связи воображения с действительностью (Т. Рибо). Наряду с этим обнаруживается, что разные авторы в различной степени разбирали две линии, два вида воображения, о которых уже доминалось. Первый вид воображения направлен на решение задач, с которыми ребенок сталкивается в настоящей действительности (изучения Т. Рибо, Д. Дьюи, М. Вертгеймера, Р. Арнхейма и др.), а второй — связан с развитием эмоционально-потребностной сферы личности и направлен на разрешение ее внутренних противоречий, не получение пускай иллюзорного, но удовлетворения (З. Фрейд, Ж. Пиаже).
В природе воображения, возможно обозначить три главных подхода. Приверженцы первого подхода конкретно связывали генезис творческих процессов с созреванием определенных структур (З. Фрейд, Ж. Пиаже). Наряду с этим механизмы воображения появились детерминированными внешними по отношению к этому процессу структурами (развитие интеллекта либо развитие личности ребенка). При втором подходе развитие воображения выступало в виде хода накопления и итога опыта биологического развития индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм), а механизмы воображения понимались как составляющие внешних и внутренних детерминант. И, наконец, приверженцы третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) всецело растолковывали развитие и происхождение воображения накоплением личного опыта. Механизмы воображения наряду с этим понимались, как кое-какие виды изменения этого опыта (ассоциации, накопление нужных привычек).
В первый раз всецело преодолеть отрицание хорошей роли воображения в развитии детского познания, с одной стороны, и твёрдую детерминацию этого процесса теми либо иными изначально свойственными ребенку механизмами с другой, удалось Л.С. Выготскому. Он продемонстрировал, что воображение, как и остальные психологические функции, есть отражением окружающей действительности, оно социально по собственной природе и зарождается в дошкольном детстве. Л.С. Выготский прямо подчеркивал, что воображение ребенка появляется с необходимостью в таковой детской деятельности, как игра.
Предстоящее изучение развития воображения в советской психологии продолжило изучения Л.С. Выготского и его работников. Главное направление изучении заключалось в анализе творческих компонентов разных видов детской деятельности. В первую очередь, изучалось наличие и возникновение воображения творческих компонентов в ведущей для дошкольников деятельности — игре (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина, Л.С. Славина, Н.Я. Михайлёнко, Н.А. Короткова и др.)
Особенным подходом к анализу его развития и механизмов воображения отличается концепция В.В. Давыдова. Он уверен в том, что воображение есть одним из главных новообразований дошкольного детства. Экспериментальные изучения, выполненные под управлением В.В. Давыдова (Е.В. Бодрова, 0.Л. Князева, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев и др.) прямо направлены на изучение психотерапевтических закономерностей развития воображения, в базу изучений этого направления легло представление о таких главных изюминках воображения как возможность схватывать целое раньше части и переносить черты одного объекте действительности на другой. Развитие этих изюминок воображения у дошкольников рассматривалось на материале изучения разных деятельностей (игра, конструирование, художественная деятельность).
Итак, советскими психологами было продемонстрировано, что воображение ребенка неизменно связано с действительностью, есть социально обусловленным процессом как по собственному происхождению, так и по содержанию. функционирование и Зарождение воображения детерминировано развивающейся деятельностью дошкольника, и в первую очередь, его игровой деятельностью. Воображение носит деятельный темперамент и неразрывно связано с мотивационно-потребностной сферой личности.
Но главное положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психологических функций к анализу воображения не привлекалось. Данное положение может лечь в базу экспериментального изучения неспециализированных закономерностей, и в первую очередь, механизмов воображения, своеобразных для дошкольного детства.
Как содействовать формированию ВООБРАЖЕНИЯ у детей