Развитие двигательной активности и координации движений

Способность мышц сокращаться появляется уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно развивается мышечный тонус, причем в период внутриутробного развития, также как и в грудном возрасте, тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения плода в матке.

К концу четвертого месяца начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные сокращения мышц туловища и конечностей, главным образом разгибателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становятся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина их ясно ощущает. Элементарная координация движений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных и дыхательных движений, для движений головы, несомненно, появляется задолго до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Двигательная активность и координация движений у новорожденного также далеко не совершенна. Набор его движений весьма ограничен и имеет только безусловно-рефлекторную основу. В основном это беспорядочные движения конечностей.

Двигательная деятельность детей формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами ( зрительным, тактильным, вестибуляторным).

Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5-2 месяцев, положенному на живот, поднимать голову.

В 2,5-3 месяца ребенок поворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев перевёртывается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребёнок готовится к ползанию: лёжа на животе всё выше поднимает голову и верхнюю часть туловища. К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различные предметы, поднимается на ноги.

К концу первого года ребенок свободно стоит и, как правило, начинает ходить. Но в этот период шаги ребенка короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое. Стараясь сохранять равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги.

Освоение вертикального положения тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппарате: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы позвоночника, которые способствуют сохранению равновесия, оказывают пружинящее влияние при ходьбе, беге, прыжке и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положения тела.

В возрасте 4-5 лет ребенку становится доступны самые разнообразные и сложные движения. Он может прыгать, скакать на одной ноге, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения, кататься на коньках.

Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причем одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом.

Дети дошкольного возраста, как правило, очень подвижны, что, казалось бы создает условия для значительной естественной тренировки двигательного аппарата. Однако в младшем дошкольном возрасте результаты этой тренировки еще очень низки, что объясняется малой выносливостью мышц. Дети не могут долго выполнять одни и те же одинаковые движения. Даже дыхательные мышцы, естественная тренировка которых начинается с момента рождения, не могут сокращаться длительное время с одной и той же частотой и силой не только при ходьбе, но и при лежании. Ребенок 3-4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статическое напряжение его мышц может быть неизменным только в течение короткого времени. Вот почему ребенок младшего дошкольного возраста не может неподвижно стоять или сидеть – он почти непрерывно меняет позу, производит те или иные движения.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность много больше и разнообразнее. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в летнее время, ребенок проходит до 15-20 км.

Мышцы становятся значительно сильнее, а движения – хорошо координированными. Выносливость несколько повышается, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой. При ходьбе его движения приобретают правильную ритмичность, но лишь на некоторое время, например на 5, 10 или 15 минут. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но опять-таки ненадолго. Очень низкой остается выносливость по отношению к максимальному силовому напряжению.

Таким образом, развитие движений и механизмов их координации наиболее интенсивно идет в первые годы жизни и до подросткового возраста. Их совершенствование всегда тесно связано с развитием нервной системы ребенка, поэтому всякая задержка в развитии движений должна насторожить воспитателя. В таких случаях необходимо обратиться к врачу и проверить функциональное состояние нервной системы детей.

В подростковом возрасте координация движений вследствие гормональных перестроек в организме ребенка несколько нарушается. Однако это временное явление, которое обычно после 15 лет бесследно исчезает. Общее формирование всех координационных механизмов заканчивается в подростковом возрасте, а к 18-25 годам они полностью соответствуют уровню взрослого человека. Возраст 18-30 лет считают «золотым» в развитии моторики человека. Это возраст его двигательных способностей.

Развитие координации: самые эффективные упражнения Вправи на рівновагу

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector