С самого начала взрослый организует жизнь новорожденного, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, кормление, переодевание и другое. Первым средством социальной организации судьбы малыша есть режим дня. По определению выдающегося педагога Н.М.Щелованова, это правильное распределение во времени и верная взаимопоследовательность удовлетворения главных физиологических потребностей ребенка в сне, активности и кормлении. С момента рождения режим дня упорядочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности определенную направленность. Для новорожденного не существует дня либо ночи. Приучая его имеется и дремать в определенные часы, взрослый фиксирует специфичес&кожный покров;кий человеческий биоритм «сон-бодрствование». Кроха просыпается ко времени кормления и бодрствует некое время по окончании приема пищи. направляться учитывать, что чем младше ребенок, тем в основном его самочувствие, настроение, активность на протяжении бодрствования зависят от того, своевременно ли он накормлен и прекрасно ли поспал.
При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнообразличными стимулами — сенсорными, эмоциональными, удовлетворяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способствуют установлению тесных контактов со взрослым, поскольку они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Так, бытовые процессы обеспечивают переход ребенка к активному, все более содержательному бодрствованию и одновременно с этим создают условия для кожный покровтия всех психологических функций.
Исходя из этого режим дня — не только главное оздоровительное, но и главное воспитательное мероприятие.
Определенный метод организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов (соски, пеленки, ванночки, кроватки) перестраивает физиологические потребности ребенка, неспешно превращая их в социальные.
С самого начала судьбы взрослый кормит ребенка в определенные часы. А с 3-4 недель приучает в одно да и то же время имеется, дремать и бодрствовать. В этом возрасте кроха уже может принимать, не смотря на то, что и маленькое, участие в кормлении, поддерживая бутылочку на протяжении еды. В возрасте около 2 месяцев усиливается хорошее отношение ребенка к приему пищи. Сейчас младенец определит бутылочку для кормления, подтягивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 месяца развиваются умения, каковые разрешают младенцу более деятельно принимать участие в кормлении. С 4 месяцев он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5-6 мес. взрослый приучает малыша имеется с ложки полугустую пищу, а с 5-6 мес. выпивать из чашки, которую держит взрослый. По окончании 6 мес. укрепляется хорошее отношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки малыш открывает рот, снимает пищу губами.
Разглядим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году судьбы малыша (согласно данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной).
В 6-7,5 мес. кроха на протяжении кормления сидит, опираясь на руку взрослого, что его кормит, а с 7,5 мес. приучается имеется за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9-10 мес. удерживает чашку при помощи взрослого. В случае если приучать ребенка к аккуратности, например повязывать ему салфетку, стараться кормить так, дабы не пачкать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на столе, то и кроха будет стремиться к аккуратности.
Во второй половине первого года судьбы взрослый привлекает ребенка к участию в раздевании и одевании, именуя преддействия и меты. В 8-9 мес. кроха (по просьбе взрослого) может лечь, сесть, поднять руку и другое.
Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и в собственности ведущая роль в их организации. Подрастая, кроха получает все громадную автономию от взрослого.
В прием пищи включается все большее число социальных предметов, а сама процедура усложняется, приближаясь к публиченно принятому методу ее протекания. У малыша формируются предпосылки таких серьёзных личностных качеств, как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни кроха осваивает кое-какие культурно-гигиенические навыки, каковые потом будут характеризовать его поведение.
Выделим изюминке развития бытовой деятельности в младенческом возрасте:
— у новорожденного сон отделяется от фор и бодрствованиямируется своеобразный человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
— через усвоение культурного метода удовлетворения биологических потребностей начинается процесс их очеловечивания;
— выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется хорошее эмоциональное отношение к ним;
— формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, обожает кашу);
— закладываются базы некоторых личностных качеств, которые связаны с бытовыми процессами.
Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста на прогулке