Рагхунатха дас госвами.

Рагхунатха Дас (1495-1571), который первым из шести Госвами встретился с Господом Чайтаньей, родился в небольшом селении Чандпур провинции Хугли в Западной Бенгалии. Наследник огромного состояния, Рагхунатха был сыном богача Говардхана Маджумдара, даже по тем временам считавшегося мультимиллионером. Говардхан был младшим братом Хираньи, влиятельного землевладельца, снискавшего большое уважение среди привилегированных слоев общества, несмотря на свою принадлежность к касте каястх (шудр). Юный Рагхунатха, единственный из шести Госвами – выходец из небрахманической семьи, был единственным наследником в доме Маджумдара.

Еще будучи ребенком, он получал наставления об основах учения вайшнавов от Баларамы Ачарьи, одного из наиболее авторитетных преданных Сантаграма, а после ухода Баларамы Ачарьи духовное воспитание Рагхунатхи проходило под руководством самого Харидаса Тхакура. По мере того, как Рагхунатха взрослел, росло его благочестие, а вместе с ним и духовное видение.

В 1510 году известие о санньясе Господа Чайтаньи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитьянанда Прабху отговорил Господа Чайтанью от паломничества во Вриндаван и привел Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатха Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Господа Чайтанью, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отреченных. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И все же Рагхунатха Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся с Господом Чайтаньей Махапрабху.

Первая встреча с Господом Чайтаньей, о котором так много рассказывал ему Харидас Тхакур, состоялась в Шантипуре, вскоре после принятия Господом санньясы. Встреча была эмоциональной и незабываемой. Господь Чайтанья встретил Рагхунатху как Своего вечного спутника, наконец присоединившегося к Нему в этой жизни, и Рагхунатха Дас припал к стопам Господа в знак великой преданности и смирения.

Четыре года спустя, когда Рагхунатхе было почти девятнадцать, Господь Чайтанья вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатха Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать отреченности и духовности. Он только просил Рагхунатху хранить осторожность и поскорее вернуться домой.

Юноша прибыл в Шантипур в сопровождении большого экскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарьи, где опять остановился Господь Чайтанья. Слезы любви хлынули из глаз Рагхунатхи, когда он увидел Господа Чайтанью, улыбавшегося ему, точно старому другу.

Несмотря на горячее желание Рагхунатхи отречься от семьи и богатства, Господь Чайтанья повелел ему возвратиться домой. «Господь Кришна призовет тебя к отречению в надлежащее время, – сказал Господь Чайтанья, – а пока живи как обычный человек». Спустя шесть дней Рагхунатха вернулся в Сантаграм. Ощущая себя совершенно переменившейся личностью, Рагхунатха Дас продолжал получать наставления Господа Чайтаньи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатха Дас мечтал о дне, когда он сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.

Спустя некоторое время Нитьянанда Прабху прибыл в селение Панихати, находящееся в четырех милях от Калькутты неподалеку от Сантаграма. Нитьянанду Прабху окружали сотни преданных, поющих и танцующих в ликующем киртане. Так в течение трех месяцев он распространял миссию преданной любви Господа Чайтаньи и увлекал за собой последователей из близлежащих деревень. Слухи об успехе проповеди Нитьянанды Прабху в Панихати донеслись до Рагхунатхи. Будущий Госвами хотел встретиться с Ним и служить Его лотосным стопам, понимая, что милость Господа Чайтаньи можно обрести, в первую очередь, удовлетворив Его вечного спутника. Рагхунатха попытался даже сбежать из дома, но был решительно остановлен отцом. В конце концов, сжалившись над сыном, Говардхан позволил ему увидеть великого Нитьянанду, и юноша тотчас же отправился в Панихати.

Прибыв туда, он увидел Нитьянанду Прабху, сидящего на большом камне под величественным деревом баньян. Окруженный сотнями искренних преданных, Он лучился чудесным сиянием. Представ перед этими великими душами, скромный Рагхунатха растерялся от смущения, чувствуя себя виноватым за то, что жил жизнью обычного материалиста. Нитьянанда Прабху, понимая мысли Рагхунатхи, решил подшутить над ним. Подойдя ближе, будущий Госвами услышал от Нитьянанды такие слова: «Ты негодяй, Рагхунатха! Иди сюда, Я накажу тебя!» Рагхунатха без большого желания приблизился к Нему. Тогда Нитьянанда Прабху схватил его и насильно возложил Свои стопы ему на голову. Преданные засмеялись, увидев, как наказание Нитьянанды Прабху обернулось Его шутливым благословением.

Однако, кроме «наказания», Рагхунатха получил от Нитьянанды Прабху следующий наказ: «Организуй большой праздник и накорми всех преданных йогуртом и дробленым рисом». Эти слова доставили Рагхунатхе большое удовольствие. Имея возможность использовать свое богатство в служении Господу, он немедленно отправил слуг закупить все необходимое для пира.

Вскоре вся площадь была заполнена горами дробленого риса, йогурта, молока, сладостей, сахара, бананов и разнообразных острых блюд. Священнослужители, миряне и паломники приходили за несколько миль, чтобы принять участие в празднике. Видя, как возрастает число гостей, Рагхунатха распорядился доставить дополнительное количество продуктов из соседних деревень. Он приобрел четыреста огромных глиняных горшков для замачивания риса. Сообща преданные приготовили праздничный пир, в великом восторге воспевая имя Господа.

Наряду с многочисленными гостями в празднике участвовал Сам Нитьянанда Прабху и другие близкие спутники Господа Чайтаньи. Они сидели на специальном возвышении, в то время как другие преданные располагались вокруг. Всем присутствующим были розданы по два глиняных горшка. Один – с дробленым рисом и сгущенным молоком, другой – с рисом и йогуртом. Насладившись прасадом, преданные восклицали: «Хари Бол! Воспевайте имена Хари! Воспевайте имена Бога!»

В это время по воле Нитьянанды Прабху мистическим образом появился Господь Чайтанья, но ощутить Его присутствие были способны только души, достигшие духовного совершенства. Смотря, как преданные едят рис, йогурт и сгущенное молоко, Господь Чайтанья и Нитьянанда Прабху испытывали большое наслаждение. Проходя между рядов, где сидели и вкушали преданные, Нитьянанда Прабху брал по кусочку из тарелки каждого и, улыбаясь, клал в рот Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья, в свою очередь, делал то же самое по отношению к Нитьянанде Прабху. Рагхунатха наслаждался этой сценой.

После пира Рагхунатха стал раздавать гостям золото и драгоценности, но преданных все это не интересовала. Они были потрясены удивительными взаимоотношениями между Рагхунатхой и Господом Нитьянандой. Это событие вошло в историю под шутливым названием Данда Махотсава, что означает «праздник наказания». Ежегодно в этот день в честь «фестиваля дробленого риса» Данда Махотсава паломники отовсюду стекаются в Панихати. Это происходит в месяце Джйешта (мае-июне) на тринадцатый день прибывающей луны.

Перед возвращением в Сантаграм Рагхунатха получил счастливую возможность лично побеседовать с Нитьянандой Прабху. В смиренном состоянии ума он произнес: «Я – низший из людей, самый грешный, падший и обреченный. И все же я искренне желаю обрести прибежище Господа Чайтаньи Махапрабху. Подобно гному, который пытается достать до Луны, я столько раз пытался сделать это, но безуспешно. Когда бы я ни предпринял попытку оставить дом и разорвать путы семейной привязанности, родители удерживали меня, порой даже силой. Без Твоих благословений никому не обрести прибежища у Господа Чайтаньи Махапрабху, но Твоей милостью даже низший из людей обретет приют у Его лотосных стоп. Хотя я ни на что не годен, переборов свой страх, я все же прошу Тебя, прояви ко мне особую милость и одари меня прибежищем у лотосных стоп Господа Чайтаньи. Пожалуйста, опусти Свои стопы на мою голову и дай благословение, чтоб я мог без помех достичь прибежища у Господа Чайтаньи Махапрабху».

Попросив всех преданных дать Рагхунатхе свои благословения, Нитьянанда подозвал его к Себе и возложил Свои стопы ему на голову, так благословляя его. Более того, Нитьянанда Прабху открыл ему, что Господь Чайтанья лично пробовал дробленый рис и молоко, приготовленные Рагхунатхой.

Наконец, Нитьянанда Прабху рассказал ему о том, что должно было произойти в ближайшем будущем: «Шри Чайтанья Махапрабху примет тебя и отдаст на попечение Сварупе Дамодаре. Таким образом, ты станешь одним из самых близких слуг Господа. Будь уверен в этом и возвращайся домой. Очень скоро, без затруднений, ты в полной мере обретешь прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху». Услышав это, Рагхунатха вернулся в Саптаграм.

Вскоре после этого Рагхунатхе удалось обмануть бдительность охраны и убежать в Пури, где он смог, наконец, присоединиться к Господу Чайтанье. Увидев Господа, он припал к его стопам в экстазе духовной любви, а Господь Чайтанья по Своей беспричинной милости поднял и обнял его. Затем Он обратился к Сварупе Дамодаре, своему почитаемому слуге, с такими словами: «Дорогой Сварупа, Я вручаю тебе Рагхунатху. Прошу тебя, относись к нему как к сыну и послушному слуге. С этого дня Рагхунатха будет зваться Рагху Сварупы». Став слугой Сварупы Дамодары, он считался помощником секретаря Господа Чайтаньи (поскольку Сварупа был секретарем). Приняв Рагхунатху в узкий круг Своих близких спутников, Господь Чайтанья тем самым благословил его и явил ему особую милость. Преданные, пораженные увиденным, воспели славу счастливой судьбе Рагхунатхи.

Находясь на попечении Шри Сварупы Дамодары, Рагхунатха ежедневно получал остатки пищи Господа Чайтаньи Махапрабху и вкушал их с трансцендентной любовью и наслаждением. Пища, которой коснулся Господь, была насыщена духовной энергией и возносила Рагхунатху к вершинам духовного экстаза. Но вскоре Рагхунатха стал питаться все более и более аскетично. Вначале он просил подаяние, стоя у главных ворот храма Джаганнатхи, а затем начал питаться отбросами с кухни храма Господа. Видя огромное смирение Рагхунатхи, Господь Чайтанья оставался очень доволен.

Обычно Рагхунатха получал ответы на все вопросы у Сварупы Дамодары или Говинды, личного слуги Господа Чайтаньи. Но однажды он попросил Господа о личных наставлениях. Узнав о просьбе Рагхунатхи, Господь Чайтанья пригласил его к Себе и сказал: «Сварупа Дамодара мог бы дать тебе лучший совет, чем я. Однако если ты желаешь услышать это от Меня, то я назову тебе твои обязанности. Не веди разговоры на мирские темы сам и не слушай о них из уст других. Не ешь изысканной пищи и не носи дорогой одежды. Не ожидай почестей, напротив, выражай почтение всем остальным. Неизменно воспевай святое имя Кришны и в мыслях своих служи Радхе и Кришне во Вриндаване. Вот суть моих наставлений. Шри Сварупа Дамодара изложет тебе их более подробно». Слова Господа Чайтаньи воодушевили Рагхунатху и укрепили его стремление к аскетизму и преданность Сварупе Дамодаре.

Чувствуя, что Рагхунатха во всей полноте постиг Его наставления, а также ценя присущую ему отреченность, Господь Чайтанья подарил ему небольшую Говардхана-шилу и бусы из маленьких раковин из Вриндавана, посвятив его тем самым служению лотосным стопам Шри Шри Радхи и Кришны. Эти святыни были безраздельно дороги Господу Чайтанье – Он не расставался с ними на протяжении трех лет. Преданные были ошеломлены, когда Он подарил их Рагхунатхе, и пришли к выводу, что это необычная душа. Рагхунатха дас Госвами был воистину необычной личностью. Говорится, что более двадцати двух часов из двадцати четырех он проводил, повторяя Харе Кришна мантру и памятуя о лотосных стопах Господа. На еду и сон он тратил не больше полутора часов, и иногда и того меньше.

С годами его аскезы становились все более суровыми, и вскоре он почти полностью отказался от пищи и воды, принимая лишь чашку пахты в день. Пораженные тем, как можно поддерживать жизнь таким образом, преданные приходили издалека, чтобы просто посмотреть на великого святого. Увидев приближающегося преданного, он сам смиренно кланялся ему. Говорится, что таким образом каждый день он кланялся двум тысячам преданных. Помимо этого, он каждый день приносил тысячу поклонов Господу и повторял по крайней мере сто тысяч святых имен. Никто не мог представить себе истинной глубины его сознания Кришны.

К тому времени, как Господь Чайтанья покинул этот мир, Рагхунатха дас Госвами прожил в Пури уже шестнадцать лет. Незадолго до того, как уйти, Господь Чайтанья попросил его отправиться во Вриндаван, чтобы присоединиться там к миссии Рупы и Санатаны. Однако он провел в Пури еще два или три года, вплоть до ухода Сварупы Дамодары, его возлюбленного духовного учителя. После этого Рагхунатха дас Госвами, которому было уже почти сорок лет, отправился во Вриндаван, как его и просил Господь Чайтанья. Тем не менее, безвременный уход Господа и духовного учителя были для него таким ударом, что он решил расстаться с жизнью, бросившись вниз с холма Говардхан.

Шри Рупа и Санатана не позволили ему совершить самоубийство. Они убедили его в необходимости жить дальше и, поскольку Рагхунатха дас Госвами близко общался с Господом Чайтаньей, попросили его каждый день рассказывать об играх Господа, что он и делал до конца своей жизни по три часа ежедневно. Так Рупа и Санатана регулярно слушали рассказы Рагхунатхи о Господе Чайтанье. Именно поэтому преданные тесно связывают его имя с именами Рупы и Санатаны. Они стали близкими друзьями и вместе служили во Вриндаване до конца своих дней.

Рупа и Санатана в основном проводили время в самом Вриндаване, а Рагхунатха обычно медитировал на берегу Радха-кунды. Скоро это озеро прослыло среди преданных как мистическая обитель Рагхунатхи даса Госвами, или, как его еще называли, «Даса Госвами», где он поселился в маленькой хижине – бхаджан-кутире. Хижина эта появилось у него не сразу. Поначалу Рагхунатха дас Госвами просто сидел на берегу Радха-кунды под открытым небом, совершая свой бхаджан. Но однажды произошел такой случай. Как-то раз, когда Дас Госвами сидел, погруженный в медитацию, к Шьяма-кунде, озеру, которое находится рядом с Радха-кундой, подошли тигр с тигрицей и стали лакать воду. Хотя Даса Госвами совершенно не волновало присутствие кровожадных тигров, Сам Господь Кришна явился и встал настороже неподалеку, потому что не хотел, чтобы кто-то помешал медитации Госвами, а тем более угрожал его жизни. Тем временем мимо проходил Санатана Госвами, который стал свидетелем всего происходящего. После того, как тигры и Господь Кришна ушли, Санатана Госвами подошел к Рагхунатхе и потребовал построить хижину, чтобы Господу не приходилось лично защищать его. Однако Дас Госвами был настолько поглощен своей медитацией, что не обратил на совет Санатаны внимания.

Спустя некоторое время произошел еще один подобный случай, на который Рагхунатха дас Госвами уже не мог не обратить внимания. Час за часом, без единого движения, он сидел под раскаленным летним солнцем, погрузившись в медитацию. И тогда появилась Сама Шримати Радхарани, встав позади Своего великого преданного Рагху и заслонив его от палящего солнца Своей накидкой. Мимо проходил Санатана Госвами и увидел, что Радхарани, покрывшись потом, пытается защитить от Солнца Своего преданного слугу. Ее одежды совсем промокли от трансцендентного пота, когда Она с любовью совершала эту аскезу ради Рагхунатхи даса. Повернувшись к Санатане, Радхарани улыбнулась и исчезла.

Считая это своим долгом, Санатана направился прямо к Рагхунатхе дасу и отругал его за то, что тот без нужды беспокоит Шримати Радхарани. После этого случая Рагхунатха дас Госвами построил себе небольшую хижину только для того, чтобы Радхике из-за любви к нему не приходилось беспокоиться, защищая его от испепеляющих солнечных лучей. Эта хижина стала первым бхаджан-кутиром, «хижиной для уединенной медитациии», и впоследствии эту традицию подхватили другие садху.

Рагхунатха дас Госвами также известен своей заботой о чистоте Радха-кунды. Обеспокоенный тем, что преданным приходилось стирать одежду и мыть кухонную утварь в ее священных водах, Рагхунатха дас Госвами решил выкопать для этих целей колодец, но как только преданные начали копать, из земли стала сочиться кровь. Дас Госвами, опасаясь, что он совершил какое-то оскорбление, настоял на том, чтобы работы прекратили. Ночью этого же дня ему было видение, из которого явствовало, что рабочие поранили «язык Говардхана». В честь этого события Рагхунатха дас Госвами построил там небольшой храм, в котором поклоняются и по сей день.

Его и без того высокий уровень духовности и отреченности все рос и рос, пока он полностью не погрузился в атмосферу духовного мира… Словами и делами Рагхунатха дас Госвами показывал, что возможности тела могут увеличиваться по желанию души. Он превзошел свои телесные потребности настолько, чтобы они больше не препятствовали ему в духовной жизни. Жизнь этого великого святого позволяет нам извлечь для себя очень важный урок о необходимости сдерживать чувства, но не ради того, чтобы выставлять напоказ свое могущество, а ради достижения конечной цели – любви к Богу.

Сегодня возле Радха-кунды расположено самадхи Даса Госвами, и паломники со всего света приходят сюда, чтобы оказать почтение величайшему из духовных учителей. Духовные провидцы и по сей день повторяют его слова, как они были записаны его учениками. На протяжении всей жизни Рагхунатха дас Госвами писал необычайно глубокие стихи, а также прозу, описывая сокровенные игры Радхи и Кришны. «Дана-кели-чинтамани» описывает знаменитые игры Радхи и Кришны, где Кришна и пастушки собирают «пошлину» с гопи за их юность и прекрасные черты. В «Мукта-чарите» описывается история о том, как, желая проучить гордых гопи, Кришна выращивал жемчужные деревья. Его стихотворные произведения собраны в книге «Става-вали», где Рагхунатха дас Госвами, в своем вечном духовном облике Туласи Манджари, передает возвышенные чувства безраздельной преданности Шримати Радхарани. Рагхунатха дас Госвами вошел в историю как непревзойденный символ отрешенности и любви к Радхе и Кришне.

Задание 101. В чем состоит вклад Рагхунатхи даса Госвами в миссию Господа Чайтаньи?

Задание 102. Почему Господь Чайтанья дал Рагхунатхе дасу Госвами именно те наставления, которые Он дал?

Капли нектара | Самозабвение Рагхунатха Даса Госвами

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector