Рафаэль санти (1483 – 1520) 37 лет

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (Италия, сер.15 – сер. 16 вв.)

ГАРМОНИЯ, КРАСОТА, ДОБРО, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ,

ДУШЕВНА ЧИСТОТА, ЛЮБОВАНИЕ МИРОМ

В 1483 году в семье художника Джованни Санти, состоявшего распорядителем при дворе урбинского герцога, родился сын Рафаэлло. До 8 лет Рафаэль рос и развивался в счастливейших условиях: семейный лад, любовь, благополучие, служебные успехи отца как распорядителя и художника, ласки нежной матери – всё это сформировало самые благородные наклонности, а образ горячо любимой матери навсегда запал в душу впечатлительного мальчика и стимулировал творческие поиски обобщённого образа мадонны.

Рафаэль очень рано стал помощником отца в его художественном ремесле. Смерть матери в 1491 году потрясла Рафаэля. Главными в его жизни становятся дружба, взаимная привязанность с отцом и страсть к живописи. Через три года он потерял и отца.

В 17 лет из тихого Урбина Рафаэль перебирается в шумную Перуджу и оказывается учеником художника Перуджино, старого друга отца. Четыре года, проведённые в мастерской Перуджино были исключительно важным этапом в развитии Рафаэля – он сформировался как мастер. Прежде, чем покинуть Перуджу и переехать во Флоренцию, Рафаэль навещает родной Урбино и здесь, будучи в гостях у герцога и его супруги, встречает начинающего поэта Балтассара Кастильоне.

Эта дружба сыграет большую роль в жизни обоих и останется на всю жизнь. В своей знаменитой и очень популярной в то время книге «Кортеджигано», что означает придворный, Кастильоне создал образ совершенного молодого человека, прообразом главного героя взяв Рафаэля. В течение всей жизни художник и писатель имели друг на друга огромное влияние и были друг другу необходимы. Расцветающий гений Рафаэля брал у Кастильоне всё, что ему не доставало в образовании, в обосновании своих идеалов. Кастильоне же находил в творениях Рафаэля подтверждение ценности своих мыслей и мировоззрения. Среди величайших творений мировой портретной живописи есть и

  • портрет Кастильоне кисти Рафаэля.

Вазари писал о Рафаэле: «Чтобы дать себе отчёт насколько небо может проявить себя расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями, надо взглянуть на столь же превосходного и прекрасного Рафаэля Урбинского. Он был от природы одарён той скромностью и той ласковостью, что можно иногда наблюдать у людей проявляющих себя при всех обстоятельствах одинаково мило и приятно. В Рафаэле блистали самые редкие душевные качества, с которыми соединялись грация, трудолюбие, красота и скромность. Среди всех его редких качеств одно меня удивляет одно: между всеми художниками, работавшими под руководством Рафаэля, царило такое согласие, что каждый злой помысел исчезал при одном его виде. Это происходило оттого, что все они чувствовали превосходство его характера и таланта. Он постоянно имел множество учеников, которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой заботою и любовью. Поэтому, отправляясь ко двору папы, он всегда был окружён полсотней художников, составлявших свиту, чтобы воздать ему честь».

Челио Калканьи – первый секретарь папы Льва X: «Это молодой человек исключительной доброты и замечательного ума. Он отличается большими добродетелями. Он является, может быть, первым живописцем и архитектором столь большого дарования, что придумывает и приводит в исполнение вещи, представлявшиеся людям самого высокого ума неосуществимыми. Сам город Рим восстанавливается им в его прежней величине. Он вызвал такое восхищение папы и всех римлян, что чуть ли не все смотрят на него, как на некоего бога».

В 1505 году Рафаэль переезжает во Флоренцию, здесь он опять встречает своего любимого учителя Перуджино, который со своей артелью перебрался сюда за большими заказами. В его мастерской Рафаэль знакомится с великим Леонардо да Винчи, который пленил его не только как непревзойдённый живописец – художник, но и как личность, исполненная величавого благородства, изяществом манер и простотой обхождения.

За 4 года пребывания во Флоренции Рафаэль окончательно сложился как один из первенствующих художников своего времени, гениально усвоив богатый опыт предшественников и старших современников. Во флорентийский период Рафаэль преуспел в разработке пленительного образа Мадонны. От картины к картине прослеживается стремительная эволюция мастера.

Рафаэль – это завершение. Всё его искусство предельно гармонично и разум, самый высокий, соединяется в нём с человеколюбием и душевной чистотой. Его искусство, радостное и счастливое, выражает принятие жизни во всей её полноте и обречённости. За свою недолгую жизнь он успел выразить в живописи всё, что мог, полное царство гармонии, красоты и добра. В отличии от Леонардо и Микеланджело, Рафаэль не смущал своих современников дерзновенностью и смелостью своих замыслов, он превзошёл в другом – он синтезировал всё, что было достигнуто до него.

  • Флорентийские мадонны миловидны и чарующе юны.

— «Мадонна Грандука»,

— «Прекрасная садовница»,

— «Мадонна со щенком»,

— «Мадонна среди зелени».

Браманте, придворный зодчий папы Юлия II, который был дальним родственником Рафаэля, делает ему протекцию в Ватикан. И в 1508 году 25-летний Рафаэль оказывается в Ватикане и ему поручают расписывать папские покои. Артель Рафаэля увеличивается, папские заказы становятся один грандиознее другого.

Здесь он работает бок о бок с великим Микеланджело, расписывающим плафон Сикстинской капеллы. Несмотря на неприязненные отношения нелюдимого, сурового и одинокого исполина, которому претила мягкость и покладистость папского любимца. Рафаэль преклонялся перед создателем «Давида» и со свойственной ему непосредственностью публично заявил: «Благодарю Бога, что я живу около этого великого мастера и могу у него учиться». Их отношения характеризует такой эпизод: однажды, встретив Рафаэля среди шумной толпы поклонников, Мик-ло ядовито пошутил: «Ты как полководец, окружён свитой». На что Рафаэль ему ответил: «А ты по-прежнему одинок, как палач»?

Но Мик-ло в полной мере отдавал должное гению урбинца. Когда за 500 экю Рафаэль взялся расписать дворец Киджи, но в процессе работы замысел значительно расширился, вследствие чего художник потребовал с заказчиков удвоить плату. Распорядитель заказчика – отказал. Тогда Рафаэль потребовал экспертизу сведующего мастера, чтобы тот рассудил их. Распорядитель, зная о неприязни Мик-ло к Рафаэлю, пригласил его. Но когда Мик-ло рассмотрел фрески, а рассматривал он их долго и молча, повернувшись к нетерпеливо ожидавшим Рафаэлю и распорядителю , Мик-ло заявил: «Голова каждой фигуры стоит не меньше 100 экю». В результате заказчику, чтобы не опозориться на весь Рим, пришлось заплатить вдвое больше, чем повторно запрашивал Рафаэль.

Рафаэль Санти (1483-1520) ч-2

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector