Работа со строками в ассемблере

Рассмотрим пример простейшей программы, выводящей на экран надпись Hello world (Здравствуй, мир, англ., greet — приветствие).

Программа Выполняемые действия
Data SEGMENT Greet DB ‘Hello world’,13,10, ‘$’ Data ENDS Assume CS: Code, DS:Data Code SEGMENT Start: mov ax, Data mov ds,ax; mov dx, OFFSET Greet mov ah,9 int 21h mov al,0 mov ah, 4ch int 21h Code ENDS Stack1 SEGMENT Stack DB 100h DUP(?) Stack1 ENDS END Start Начало сегмента данных Конец сегмента данных Объявление, что регистры процессора CS и DS будут содержать номера сегментов с именами Code и Data Начало сегмента команд Метка Поместить в регистр АХ номер сегмента Data Переслать АХ в регистр DS (команды непосредственной загрузки регистра DS нет) В регистр dx помещается смещение надписи относительно DS В регистр ah помещается номер 9 функции DOS “выведи надпись” Прерывание (вывод надписи) Возвращение в систему: в регистр ah помещается номер функции “возврат в систему” Прерывание (окончание выполнения программы) Конец сегмента команд Начало сегмента стека Конец сегмента стека Директива END заканчивает текст программы и предписывает начинать ее с команды, снабженной меткой Start

Программа на ассемблере – это последовательность предложений, каждое из которых записывается в отдельной строке. Комментарии начинаются с символа “;”. Общий синтаксис предложений-команд:

[:] [] [;]

В квадратных скобках указаны необязательные части команды. Метка нужна для ссылок на команду из других мест программы. Разрешается указывать в строке только одну метку с двоеточием (например, Start: ) и больше ничего, тогда она метит следующую команду программы. Мнемокод (мнемонический код) – это служебное слово, указывающее в символьной форме операцию, которую должна выполнить команда. Примерами операндов являются числа и имена переменных. Если операндов несколько, они отделяются друг от друга запятыми. Операндами могут быть и выражения, составляемые из чисел, имен переменных и операторов. Основные операторы ассемблера приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Категория Operator What it is (or does)
() [ ] Подвыражение (Subexpression) Ссылка на ячейку памяти (Memory reference)
. Селектор структурных элементов (Structure member selector)
Унарные + — Унарный плюс (Unary plus) Унарный минус (Unary minus)
: Переопределение сегмента (Segment override)
OFFSET SEG TYPE PTR Возвращает смещение (Returns offset part) Возвращает сегментную часть Returns segment part Возвращает тип (байтовый размер) Returns type (byte size) Приведение типа (Typecast)
* / MOD SHL SHR Умножение (Multiplication) Целое деление (Integer division) Integer modulus (remainder) Логический сдвиг влево (Logical shift left) Логический сдвиг вправо (Logical shift right)
Аддитивные + — Двоичное сложение (Binary addition) Двоичное вычитание (Binary subtraction)
Битовые NOT AND OR XOR Битовое НЕ Битовое И Битовое ИЛИ Битовое Исключающее ИЛИ

В программе на ассемблере для описания переменных и их имен должны присутствовать предложения-директивы с общим синтаксисом:

[] [] [;]

Имя (например, Greet) – это, как правило, имя константы или переменной, описываемой данной директивой. Название директивы – это служебные слова. Директива DB (define byte – определить байт) определяет данные размером в байт. При ее выполнении ассемблер вычисляет операнды и записывает их значения в последовательные байты памяти, начиная с первого незанятого. Первому из байтов дается указанное имя, по которому на этот байт можно ссылаться из других мест программы. Когда ассемблер встретит в программе имя переменной, он заменит его на адрес, который принято называть значением имени. По описанию переменной запоминается также ее размер (тип). Например, директива Greet DB ‘Hello world’,13,10, ‘$’ записывает последовательные байты памяти коды символов, помещенных в кавычки, код 10 (перевод строки), код 13 (возврат каретки) устанавливающий курсор на начало текущей строки, код символа конца строки ‘$’. Директивы определения помещаются в начале программы до команд.

Задания:

1. Найдите в тексте программы директиву определения данных и команды. В командах найдите и выпишите мнемокоды и операции, которые им соответствуют.

2. Выполните в программе-оболочке Far следующие действия (рис. 3.42):

1) Создайте в Far файл Greet.ASM и наберите программу.

2) Cкомпилируйте с помощью команды tasm greet.

3) Скомпонуйте с помощью команды tlink greet.

Получив исполняемый файл Greet.EXE выполните программу, например, введя имя Greet в командную строку.

Работа со строками в ассемблере

Рис. 2.12. Команды и результаты компиляции и компоновки программы

Как вывести строку на экран в Ассемблере

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector