Психология подросткового возраста

Девиантное поведение подростков.

Актуальность.

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения.

Проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют определенную динамику. Почему это происходит? – 1) Процессы разрушения родительской семьи, которые сопровождаются существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних. 2) Противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими). 3) Противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения. Все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. « Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками» (Буянов М.Л.).

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любым способом. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получить благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений. Причем, подростками руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участие ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.д.

Девиантное поведение подростков сопровождает процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влиянием окружения формируется у них уже за пределами 18-летия.

ПОНЯТИЕ «НОРМЫ».

Понятие девиантного, или отклоняющегося от нормы, поведения связано прежде всего с понятием «норма».

Определений нормы существует много (в медицинской литературе их около двухсот). Норму определяют как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум и т. д.

Однако общепринятого определения нормы на сегодня нет.

Кроме этого есть и такие понятия: факторы риска, предболезнь, кризисные состояния, ситуационные реакции, акцентуации характера и т. п., которые лежат между нормой и патологией, не будучи в то же время ни тем и ни другим. К этой же группе следует отнести и понятие «девиантное поведение».

Границы «нормального» поведения столь же относительны, как и границы здоровья или «нормального» характера.

Поведение человека обусловлено особенностями того общества, в котором он находится. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические, но главным образом социальные критерии нормы, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поведения человека в обществе.

Норма поведения — понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний (например, в этике, педагогике, социальной психологии, праве) выработаны собственные понятия о норме, нередко противоречащие друг другу.

Непрерывность (постепенность, плавность) перехода от нормы к патологии, отсутствие четких границ между нормой и патологией приводит некоторых авторов и даже целые направления (например, экзистенциализм) к выводу о том, что говорить о нормальном поведении, так же как и о «нормальном» характере или психическом здоровье, вообще не имеет смысла. Другая крайность — введение жестких моральных, социальных, психологических и прочих критериев сводят понятие нормы поведения до уровня шаблонов и лишают индивидуальности поведения человека.

Еще одну важную проблему, которую приходится решать, когда речь заходит о девиантном поведении, представляет собой проблема соотношения социального и биологического в человеке. Но вполне очевидно, что социальные явления не могут быть решены с биологических позиций. И в то же время нельзя умалять роль биологии в изучении таких форм девиантного поведения, как пьянство, правонарушения, бродяжничество, половая распущенность или самоубийства.

Сейчас принято выделять три основные группы факторов, влияющих на формирование поведения человека: социальные, психологические и биологические. Прямой связи девиантного поведения либо только с социальной средой, либо только с биологическими особенностями индивидуума нет.

Екатерина Мурашова. Психология подростка

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector