Психологические новообразования подросткового возраста

Познавательное развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11 — 12 лет), расширением познавательных заинтересованностей. В отрочестве интеллектуальные процессы ребёнка постоянно улучшаются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с позиций совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, либо ведущей, функцией есть развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более основ наук и обобщённых знаний высшие психологические функции неспешно преобразуются в прекрасно организованные, произвольно управляемые процессы. Трансформации в когнитивной сфере воздействуют на отношение подростков к окружающей действительности, и на развитие личности в целом. Восприятие делается избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. как следует постоянно совершенствуются все главные параметры внимания: количество, устойчивость, интенсивность, переключения и возможность распределения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; воспроизведение и запоминание покупают смысловой темперамент. Возрастает количество памяти, точность и избирательность мнемической деятельности. Неспешно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить на протяжении размышления от одного суждения к второму. В связи с развитием независимого мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются личные различия в интеллектуальной деятельности.

Представленная выше совершенная модель того уровня психологического и личностного развития, которого при благоприятных условиях (воспитания и обучения) обязан достигнуть любой ребёнок, реализуется далеко не всегда. Комплексное изучение, совершённое в старших и средних классах школы, продемонстрировало, что успехи многих школьников очень далеки от теоретически вероятных. Настоящие семиклассники имеют низкий уровень неспециализированного психологического развития. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занимательные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточно широки и неустойчивы. Школьники опираются на методы механического запоминания, не хватает применяя приемы смыслового запоминания. Они не обладают в достаточной мере умениями и интеллектуальными приёмами (вербального анализа, обобщения, синтеза и образного анализа). Теоретическое понятийное мышление развито слабо. Личностные изюминки средних школьников говорят о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям обучающихся.

Не умея и/либо не хотя обучаться, не осознавая необходимости этого, ребёнок тратит большое количество времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отрицательные чувства и отсутствие радости к учению. Обстоятельства неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением выговоров на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных», обвиняющая позиция преподавателей и самообвиняющая позиция детей довершают «проблемность» интеллектуального развития и успешного обучения в подростничестве.

Старшие дети (9—10-й класс) в целом показали пара более большой, но совсем недостаточный уровень интеллектуального и личностного развития . Наряду с этим личные результаты отдельных школьников смогут быть очень впечатляющими.

Важное значение для развития логической памяти и теоретического мышления имеет мотивация и организация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, совокупность способов подачи контроля и учебного материала за его усвоением.

Интервью Психотерапевтические изюминки подросткового возраста

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector