Психологическая специфика школьной тревожности

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. В целом, ШТ является результатом взаимодействия личности с ситуацией.

Чувство тревоги в школьной жизни неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Школьная образовательная среда описывается следующими признаками:

  • Физическое пространство, характеризующееся эстетическими особенностями и определяющее возможности пространственных перемещений ребенка.
  • Человеческие факторы, связанные с характеристиками системы «ученик – учитель – администрация – родители».
  • Программа обучения.

Наименьшим фактором является первый признак.

К числу факторов, воздействие которых способствует формированию и закреплению школьной тревожности, входят:

  • Учебные перегрузки.
  • Неспособность учащегося справиться со школьной программой.
  • Неадекватные ожидания со стороны родителей.
  • Неблагоприятные отношения с педагогами.
  • Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.
  • Смена школьного коллектива и/или неприятие детским коллективом.

Остановимся на учебных перегрузках. Во-первых, они связаны со структурой учебного года. Исследования показывают, что после шести недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу не удовлетворяют три учебных четверти из четырех. Самая короткая четверть длится 7 недель. Только первоклассники получили привилегию – дополнительные каникулы в середине изматывающе длинной третьей четверти.

Во-вторых, перегрузки могут вызываться загруженностью ребенка школьными делами в течение учебной недели. Днями с оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем, начиная с четверга, эффективность учебной деятельности резко снижается. Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

В-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем в три раза меньше, чем за 10 минут последних. Тогда же относительно возрастает и уровень школьной тревожности.

Неспособность учащегося справиться со школьной программой м.б. вызвана самыми разными причинами:

  • Повышенным уровнем сложности программ. В классах повышенного уровня обучения дети значительно тревожнее, чем в общеобразовательных классах.
  • Недостаточным уровнем развития учащихся, пед. запущенностью, низкой профессиональной компетентностью педагогов.
  • Несовпадение между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка.

Наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» характеризуются большей эмоциональной устойчивостью.

Чем более родители ориентированы на достижение ребенком высоких результатов, тем более выражена у ребенка тревожность.

Учебные успехи ребенка для родителей в подавляющем большинстве случаев выражаются в получаемых ими оценках и измеряются ими. Известно, что сейчас объективность оценивания знаний учащихся подвергается сомнению даже педагогикой. Оценка во многом является результатом отношения учителя к ребенку, знания которого в данный момент оцениваются. Поэтому в случае, когда ученик в реальности добивается каких-либо учебных результатов, но учитель стереотипно продолжает ставить ему «тройки» или «четверки», не повышая оценки, родители зачастую не оказывают ему эмоциональной поддержки, поскольку просто не имеют представления о его реальных успехах. Тем самым мотивация ребенка, связанная с достижениями в учебной деятельности, не подкрепляется, и может со временем исчезнуть.

Во-первых, наиболее высокий уровень тревожности демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих т.н. «рассуждающее-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к даже малейшим нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося при высокой методической грамотности.

Во-вторых, формированию тревожности могут способствовать завышенные требования, предъявляемые педагогам к ученикам, если они не соответствуют возрастным возможностям детей. Интересно, что учителя нередко рассматривают школьную тревожность как положительную характеристику ребенка, которая свидетельствует о его ответственности, исполнительности, заинтересованности в учебе, и специально стараются нагнетать эмоциональную напряженность в учебном процессе, что, на самом деле, дает прямо противоположный эффект.

В-третьих, тревожность м.б. вызвана избирательным отношением педагога к конкретному ребенку, прежде всего, связанным с систематическим нарушением этим ребенком правил поведения на уроке. Учитывая, что недисциплинированность в подавляющем большинстве случаев является именно следствием уже сформировавшейся школьной тревожности, постоянное «негативное внимание» со стороны учителя будет способствовать ее фиксации и усилению, подкрепляя тем самым и нежелательные формы поведения ребенка.

Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние учащихся, поскольку проверки интеллекта вообще относятся к наиболее психологически дискомфортным ситуациям, особенно если эта проверка так или иначе связана с социальным статусом личности. Для некоторых учащихся стрессогенным фактором может являться любой ответ на уроке, в том числе «с места». Как правило, это связано с повышенной застенчивостью ребенка, отсутствием необходимых коммуникативных навыков или же с гипертрофированной мотивацией «быть лучше всех», указывающей на конфликтность самооценки и уже сформированную школьную тревожность.

Однако большинство детей испытывает тревожность при более серьезных «проверках» — на контрольных работах или экзаменах. Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности. Такая тревога, будучи достаточно интенсивной, также дезорганизует деятельность ученика, не позволяя ему раскрыться на экзамене с лучшей стороны, затрудняя изложение даже хорошо выученного материала.

Техники коррекции тревожности и застенчивости у детей дошкольного и школьного возраста


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: