Психологич. хар-ка познават-ой деят-ти младш. шк-ка, управление разв-ем его познават-ой деят-ти.

Познав-ая деят-ть- процесс постижения индивидом окр. природы и соц. реал-сти. Позн. деят-ть направлена на достижение науч. поним-ия окруж. действ-ти. В млад. шк-ом возрасте закрепл-ся и разв-ся те осн. хар-ки ПД, необ=-ые при поступ-ии в школу (воспр-ие, вним-ие, память, воображ-ие, мышл-ие, речь). ПД млад. шк-ка преимущественно происходит в процессе обуч-ия. Переход в шк. возраст связан с изменениями в его деят-ти, общими отн-ями с др. людьми, измен-ся уклад жизни, появля-ся нов. обяз-сти, расш-ся сфера общения. Этот период хар-ся быстр. разв-ем психики реб-ка.

Познав. процессы-это осн. формы псих. деят-ти, позволяющие быстро, глубоко и прав-но ориен-ся в явл-ях окр. действит-ти. Разв-ие познав. процессов в млад. шк. возрасте хар-ся тем, что из действий непроизвольных, соверш-щихся непреднамеренно в контексте игровой или практич. деят-ти, они превращ-ся в самост. виды псих. деят-ти, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения, факторы форм-ия произволь-ти процессов (Эльконин)- действия по образцу. Ощущ-я представ. собой осознаваемый, субъективно представленный в голове чел-ка или неосознав-й, но действующий на его повед-е продукт переработки нервной системой значимых раздражителей, возник-их во внутр. и внешн. среде. Зрит. ощущ-ия от 6 до 12 лет, острота зрения, неуклонно повыш-ся. Составно-мускулат. ощ-ния: играют важн. роль в выраб-ке двигат. навыков. Тонкость этих ощущ-й повыш-ся м/у 8 и 14 более чем на 50%. Цветоощущ-я: к 6-7 г. дети хорошо разич-бт осн. цвета, м. прав-но указать и подобр. цвет по образцу, раз-ют оттенки цветовых тонов, знают назв-ия многих цвет. тонов и их оттенков. Затруд-ся: назвать цветов. фон, прав-но обозначать словом его оттенок, подобрать цвет. тона на основе слова. Острота слуха возрастает пост-но достигая макс. разв-ия только к 14-19г. Фонематич. слух также пост-но разв-ся в условиях сист. работы на уроках чтения, письма, разв-ия речи; возрастает тонкость и точность фонематич. слуха ,что помогает прав-му письму.

Восприятие-отраж-е в сознании чел-ка предметов и явл-ий, при их непосредств-ом воздействии на органы чувств. В. уч-ков 1-2 кл. явл. его млая диффер-ность. Дети замечают в предметах не сущ-ное, а то, что ярко выдел-ся. при запоминании слов. мат-ла дети лучше всего запомин. слова, обознач. назв-ия предметов, чем слова, обознач. абстракт. понятия. Млад. шк-к не умеет в должной степени управлять своим В., не умеют самот-но анализ=ть тот или иной предмет, самот-но работать с нагл. пособиями. Воспр-ие времени: дети точно воспринимают отрезки времени, связ. с повседн. режимом дня, систематич-им выполн-ем учеб. работы. В воспр-ии пространства: в процессе обуч-ия дети усваивают систематизир. знания о единицах измер-ия простр-ва, учатся точному словесн. обознач-ю простр. св-в и отн-ий предметов, получают практич. Н. и У. ориент-ния в простр-ве. Способ-ть к систематич. планомерному заучиванию уч. мат-ла возрастает на протяж. всего млад.шк-го возраста. Мышление- ПД чел-ка по выявлению внешне скрытых способ-тей объекта, характ-ся обобщ-тью и опосред-тью; преобраз-ие и обновл-ие запаса получ-ых в учении знаний. Успешность этого познават. процесса обеспеч-ся сам-стью характерн. приемов умств. действий. Осн. вид мышления в млад. шк-ом возрасте- наглядно-образное; форм-ся виды понятийн. мышления и мыслит. операций- анализ, синтез, сравнение, групп-ка, классиф-ия, абстрагирование, к-рые необх-мы для соответст. переработки теор. содерж-ия. Мышление развиватеся вместе с речью. Воображение- процесс преобр-ия имеющ-ся предст-ий, создание нов. образов на основе имеющ-ся: 1) учеб. деят-ть способст-ет актив. разв-ию воображения; 2) форм-ся произв-сть воображ-я (развив-ся в условиях создания спец. деят-ти: соч-е рассказов, сказок, стихов); 3) разв-е воображ-я реб-ка дает нов. возм-ти: позволяет выйти за пределы практич. личного опыта, преодолевать нормативность соц. пространства, активзирует разв-ие качеств Л-ти, стимулирует разв-е образно-знак. систем; 4) воображение имеет эффект, когда реб-к м. себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет, с др. стороны, воображение м. увести реб-ка от реальности, создавая навязчивые образы. Внимание– это направленность и сосредоточенность сознания (в млад. шк. возрасте преобладает- непроизвольное). Реб-к не умеет управлять своим вниманием. Все вним-ие направл-ся на отд. бросающиеся в глаза предметы или их признаки. поэтому если суть предмета не нах. на поверхности ,то шк-ки и не замеч. ее. Объем вним-ия у млад. шк-ка меньше ,чем у взрослого чел-ка, распределение вним-ия –слабее; отличается неустойчивостью(т.к. преобладает возбуждение над торможением), легкой отвлекаемостью. Переключение вним-ия спасает от переутомления. Это особ-ть вним-ия явл-ся одним из оснований для включения в занятия эл-тов игры, смен форм деят-ти. Одной из особ-тей вним-ия явл-ся то, что млад. шк-ки не умеют быстро переключать свое вним-ие одного объекта на др.

Ambassadors, Attorneys, Accountants, Democratic and Republican Party Officials (1950s Interviews)


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: