Психокоррекционные технологии

В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе созданного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом.

Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:

Блок 1 — диагностико-консультативный;

Блок 2 — ориентировочный;

Блок 3 — основной коррекционный;

Блок 4 — закрепляющий.

Каждый блок включает в себя конкретные задачи.

Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий.

Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка (рисунки, тетради, поделки). С детьми третьей и четвертой группы возможно проведение психологического тестирования. Использовались преимущественно функциональные пробы для оценки особенностей работоспособности и динамики психических процессов, а также прожективные методы (методика Розенцвейга, детский вариант методики КАТ, методика

Рене-Жиля, графические тесты). Следует подчеркнуть, что психологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим критерием должны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий. Среди основных параметров наблюдения мы выделили:

1. Эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, оценку ребенком своего поведения и успехов.

2. Особенности работоспособности: динамика продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания.

3. Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленного поведения.

Нами были разработаны дифференцированные оценки наблюдений от 0 до 3 баллов (см. таблицу 7).

Таблица 7. Схема наблюдений за детьми. Характеристика параметра

Параметры Оценки
наблюдений
Эмоциональ-
но-поведенче-
ские проблемы
1. Контакт Контакт пол- Контакт воз- Контакт изби- Контакт воз-
ностью отсут- можен при рательный можен, но ин-
ствует. глубокой за- и неустойчи- тенсивность ‘
интересован- вый (напри- и длитель-
ности ребен- мер, вступает ность его за-
ка (например, в контакт висит от наст-
чтобы дали только в при- роения
ребенку иг- сутствии мате- и состояния
рушку, берет ри. Уходит от ребенка.
психолога за контакта, ког-
РУКУ)- да психолог о
чем-то просит
ребенка) когда
от ребенка).
Параметры Оценки
наблюдений
2. Активность Отсутствует Избира- Проявляет Проявляет ин-
интерес к за- тельная ак- интерес к бе- терес к заня-
нятию. тивность. седе родите- тию, но трево-
Стереотипии, Например, лей с психо- жен,
погружен- увидев «лю- логом. напряжен, чув-
ность в свои бимые игруш- Проявляет ствителен к то-
проблемы. ки», проявля- интерес к иг- ну, вопросу.
ет активность, рушкам, ма-
стереотипно нипулирует
с ними мани- с ними, но бы-
пулируя^. стро пресы-
щается, пере-
ключается на
другие зада-
ния.
3. Эмоцио- Недиффе- Избиратель- Напря- Осторож-
нальный то- ренцирован- ное отноше- женность ность, повы-
нус и эмоцио- ное отношение ние к ситуа- в процессе об- шенная тор-
нальные к различным ции, щения и дея- мозимость
проявления ситуациям. но с выражен- тельности, или, наоборот,
Неадекватные ным проявле- страхи, воз- повышенная
эмоции: стой- нием негати- можны бур- расторможен-
кий негати- визма, ные аффек- ность, возбу-
визм, эффек- наличия, эф- тивные димость.
тивность, фективности проявления При неудачах
лабильность при измене- при неудов- может прояв-
и пр. Возмож- нии ситуации. летворении лять обидчи-
ны аутоагрес- потребности. вость, эффек-
сивные реак- тивность.
ции.
4. Оценка сво- Преимущест- Частое про- На замечание Чувствителен
его поведения венно поле- явление эф- реагирует, к оценкам и
вое поведение фективности но проявляет мнениям окру-
без признаков (немотиви- напряжен- жающих. На-
критичности рованные ность, страх, прягается при
крики, двига- двигательное замечаниях.
тельное бес- беспокойство. На поощрение
покойство). реагирует без
На замечание выраженных
не реагирует. эмоциональ-
ных проявле-
ний.
Параметры Оценки
наблюдений
Особенности
работоспо-
собности
Динамика Отсутствует. Неупорядо- Замедленный Вначале заня-
продуктивно- Ребенок мо- ченная, хао- или ускорен- тий темп мо-
сти ребенка жет быть со- тичная дея- ный темп при жет быть за-
в процессе за- средоточен на тельность выполнении медленный,
нятия каком-то аф- в процессе за- отдельных за- но постепенно
фективно зна- нятий. Не- даний. увеличивает-
чимом дейст- длительное ся.
вии сосредоточе- Или, наобо-
(например, ние на инст- рот, ускорен-
раскачивание, рукции. ный темп в
прыжки, по- начале заня-
стукивания) тий, а к концу
Или наоборот, занятий темп
проявляет им- нормализу-
пульсив- ется.
ность, несдер-
жанность,
хватает неце-
ленаправлен-
но предметы.
Переклю- Слабая. Наблюдается Наблюдается Выраженных
чаемость и Склонность склонность к застревание на признаков
устойчивость к застреванию застреванию на предыдущих инерции не
внимания при выполне- предыдущих действиях. прослежива-
нии аффек- действиях, но ется.
тивно-значи- способен к пе-
мых заданий. реключению
внимания при
значимом за-
дании.
Познаватель-
ная
деятельность
Ориентиро- Выраженная Ослабленная Проявляет Активные це-
вочная дея- псевдоактив- направлен- интерес к объ- ленаправлен-
тельность ность при пол- ность на объ- ектам, предва- ные манипу-
ном отсутст- екты, прими- рительно раз- ляции
вии рацио- тивные, глядывает их, с предметами.
Параметры наблюдений Оценки

Кучинов Александр Иванович. Комплект аудиовизуальных психокоррекционных программ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector