Пропедевтический этап литературного образования младших школьников

Анализ всех названных программ дает основание говорить о некоем предэтапе обучения в рассматриваемых системах. Его наличие объясняется прежде всего тем, что невозможно давать системное литературное знание ребенку-первокласснику, не умеющему читать и не имеющему читательского опыта. Поэтому наличие пропедевтической (подготовительной) работы становится необходимым звеном многих программ.

В программе Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко это подготовительный этап «Слово». Авторы программы довольно подробно останавливаются на нем, говоря, что это этап дописьменного развития ребенка, то время, когда он выступает как слушательлитературного произведения. На этом этапе в работе с детьми преобладает устная форма художественное речи — детский игровой фольклор. Это дает возможность из естественной ситуации игры выделять словесное высказывание, уяснять его форму, узнавать ее в похожих ситуациях. Главная задача подготовительного этапа — помочь ребенку осуществить переход с позиции слушателя, «соавтора» текста, на позицию читателя-интерпретатора, т.е. сделать первый шаг в дистанциированни (отстранении) от текста. В этом ведущую роль играет предъявление ребенку знакомого художественного текста в графически зафиксированной форме.

В программе В.Л. Левина подобный паи носит название «Первая ступень начального литературного образования». Суть работы на нем — включение детей в игровое творчество и общение между собой. Главное условие активность ребенка, его готовность действовать, участвовать в игре и общении. Внимание учителя и детей на пой ступени обучения сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе (рисовании, лепке, сочинении), и главным показателем успешности становится первый интерес ребенка к своим одноклассникам и к самому себе. Среди игр, предложенных В.А.Левиным для 1-й ступени обучения, группа под названием «Что читаем, в то играем». Исходным учебным материалом для таких игр являются фольклорные произведения: потешки, скороговорки, дразнилки, перевертыши и т.п., а также детские стихи, построенные по законам игровых произведений.

В учебнике О.В. Джежелей «Первое знакомство», предназначенном для освоения детьми 7-8 лет литературоведческих представлений, также собраны тексты малых фольклорных жанров, на основе которых детям предложены упражнения и задания, знакомящие их со спецификой устного народного творчества и особенностями стихотворных текстов.

Программа Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской построена на идее развернутого диалога между автором и читателем. Чтобы такой диалог состоялся, читатель должен суметь решить для себя две важные задачи: понять изображенное в произведении, максимально приблизившись к тому, как понимал автор; включить произведение в свой (чужой для автора) жизненный и культурный опыт. Для решения первой задачи читателю необходимо знание теории, тех законов художественной формы, по которым создается произведение. В программе Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской привлечение внимания маленького читателя к художественной форме начинается с выстраивания структурных схем произведений малых фольклорных жанров — считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки и др.

Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах

Таким образом, в современных программах прослеживается тенденция объединения первых шагов в обучении чтению с целенаправленной литературоведческой пропедевтикой (или даже с формированием первого литературоведческого знания). Универсальным учебным материалом для решения такой обоюдной задачи являются малые фольклорные жанры и детская классическая поэзия.

И это не случайно. Произведения устного народного творчества дают неопытному читателю (каким и является младший школьник) уникальную возможность наблюдать единство формы и содержания, так как форма в фольклорном произведении, во-первых, о ч ень устойчива (ведь фольклорные произведения являются древним источником художественных средств изображения и выражения: в них закреплены совершенные способы и приемы поэтического видения мира, механизмы поэтических способов мышления, опыт народа в области художественного воздействия на личность), а во-вторых, строго функциональна (фольклорное произведение обслуживает практическую деятельность людей).

В таких жанрах, как голосники, скороговорки, сечки, дразнилки, считалки, на первый план выступает звуковая оболочка слова. Здесь важно или звукоподражание (голосилка), или ритм (сечка, считалка), или звуковой рисунок (скороговорка), или рифма (дразнилка). Отличительной чертой потешки, страшилки, колыбельной, молчанки, заклички, приговора является ведущая роль действия, которое сопровождается словом; таким образом слово закрепляется за действием и становится своеобразным символом действия, сигналом к действию. Лексическое значение слова является определяющим в прибаутках, небылицах, перевертышах, побасенках. В этих жанрах ведущим уровнем становится содержание, а форма соотносится с содержанием.

Так как форма менее фиксируема детским сознанием, целесообразно наблюдение за ней начинать с жанров, где форма является ведущей, а содержание становится вторичным по отношению к пей.

Смысл словесной формулы становится ясен ребенку в конкретной живой ситуации игры. Причем одно и то же игровое действие может по желанию ребенка соединяться с разными вариантами художественной формы: например, ситуация расчета предполагает выбор одной считалки из ряда знакомых. Предлагая детям на этапе литературоведческой пропедевтики игры, основанные на детском фольклоре, учитель помогает споим ученикам сделать первый шаг к осмыслению житейской ситуации (игры) через художественную форму (жанр), соотнести определенное явление реальной действительности с художественным образом.

Произведения малых фольклорных жанров, используемые в качестве учебного материала на этапе литературоведческой пропедевтики, помогают осуществить две принципиальные вещи в системе Литературного образования младших школьников:

— увязан, в сознании ребенка житейскую ситуацию с образами художественного мира;

— на практическом уровне дать возможность постичь неразрывное единство формы и содержания произведения.

Но произведения малых фольклорных жанров являются удобным учебным материалом не только для литературоведческой Пропедевтики, но и для обучения собственно чтению. На уровне формирования и совершенствования навыка чтения важным фактором будет малый объем текста фольклорного произведения, из чего вытекает посильная для ребенка задача «прочитать текст сразу целиком». На уровне восприятия текста художественного произведения важным фактом явится насыщенность текста знакомыми словами, повторяющимися словесными формулами, которые будут способствовать пониманию текста, его узнаванию, а значит, и его правильному интонированию, правильному выбору соответствующей сопроводительной пластики. А эти детали без лишних вопросов и бесед покажут учителю, понято произведение или нет (если по словам-символам воспроизводится движение, значит, ребенок понимает то, что им прочитано). На уровне работы с детской книгой чтение произведений малых фольклорных жанров в соответствующих книгоиздательских формах может стать первым опытом общения ребенка с жанровым сборником.

Фольклор, однако, не единственный учебный материал, на котором может осуществляться пропедевтическая литературоведческая работа с учащимися. Детская классическая поэзия может служить основой для знакомства с такими понятиями, как «ритм», «рифма», «звукопись», «звукоподражание», «инструментовка» и др. Произведения русской классической литературы, прочитанные в этот период вместе с детьми и самими детьми, помогут формировать эстетический вкус младших школьников. Надо помнить: видо-жанровое, тематическое и авторское разнообразие на пропедевтическом (подготовительном) этапе поможет ребенку воспринимать литературу как сложный и увлекательный мир, и котором каждый может найти что-то интересное для себя.

Сергей Наговицын — Этап 2004

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector