Происхождение, первые десятилетия жизни

На таких дистанциях времени все зыбко, все дрожит на историческом ветру. Есть обрывки текстов, утверждающих, что Мани был убит еще Шапуром I. Есть тексты, утверждающие, что Бахрам повелел наложить на пророка оковы и бросить в темницу, потому что тот не смог вылечить родственника шаха.

А переводчик? Зачем был переводчик? Ведь Мани якобы написал свою первую книгу «Шапуракан» на персидском. Но все последующие были написаны по-арамейски, на языке, вспомним, Иисуса Христа. Арамейский был в те века чем-то вроде латыни в Средние века и английского сегодня. Арамейский имел множество диалектов, и тот, на котором проповедовал Иисус, кстати говоря, был близок к арабскому. По-персидски, следовательно, Мани говорил плохо, если нужен был переводчик.

Мани был по матери армянин. Его мать Мириам происходила из парфянского, говорят нам, рода Камсаракан. Понятно, что речь идет о роде Камсаракян, поскольку в те времена, да и долгое время до и после, Армения входила в Персидскую империю. Отец Мани был парфянский князь аршакидского происхождения по имени Патик, живший в Хамадане, столице Мидии. Он был не то вообще язычник, не то зороастриец в первой своей религии, однако после рождения сына ушел в общину «элкасаитов», «омывающихся», т.е. прямых последователей Иоанна Крестителя. Когда сыну исполнилось четыре года, Патик забрал его в общину.

Маленький Сураик, а именно это имя дали ребенку при рождении, попал в атмосферу закрытого монастыря. Там жили только мужчины. Безбрачие, аскетизм, вегетарианство, проповеди, пение псалмов, регулярные омовения (как бы ежедневные крещения), монашеская дисциплина, философские споры. Умному мальчику представилась возможность, благодаря нестандартному отцу, с самого младенчества попасть в среду, куда другие карабкаются всю свою жизнь. Ему повезло. Целых 20 лет он впитывает знания, живет напряженной духовной жизнью монастыря.

Когда ему исполняется 12 лет, ему было даровано первое крещение. Бируни пишет: «Божественное откровение он получил на тринадцатом году, в 539 год по эре вавилонских астрономов, во второй год шахиншаха Ардашира. «Двойник» Мани (at-Taum) наказал ему в будущем (не сейчас, поскольку он еще юн) оставить секту крестителей и идти. Своим собственным путем. Историк Ан-Надим называет «Двойника» ангелом. Двойник является небесным покровителем Апостола; эти персонажи находятся по отношению друг к другу как ego и alter ego». Этот «Двойник», или «Сотоварищ», часто в других греческих, коптских и латинских текстах появляется под именем Параклет. Сам Мани считал себя воплощением Параклета. «…Живой Параклет сошел на меня и говорил со мной. Он открыл мне скрытое таинство, которое было сокрыто от миров и поколений, тайное учение о Глубине и Высоте. Он открыл мне тайное учение о Свете и Тьме (и) тайное учение о (войне) и великом сражении…»

Запомним: «учение о Глубине и Высоте», «тайное учение о Свете и Тьме» и «тайное учение о великом сражении».

В двадцать четыре года от своего небесного Двойника Мани получил второе откровение, в котором ему было велено окончательно порвать с сектой элькасаитов и отправиться проповедовать свое евангелие истины. Ан-Надим пишет: «Когда ему исполнилось двадцать четыре года, пришел к нему Taum и сказал: «Пришло теперь для тебя время выйти открыто и возвестить твое собственное учение»».

Крестители вначале хотели урезонить Мани, который открыто перестал соблюдать их законы (ученик Мани, Барай, свидетельствует, что Мани расходился с ними по таким вопросам, как «О крещении», «О мытье овощей» и «по каждому их установлению и предписанию, по которым они жили»). Когда же, по словам самого Мани, «они увидели, что я во всем им противостою», они созвали собрание старейшин и даже обратились за помощью к его отцу Патику. Пригласили Мани.

«Находясь у нас с малых лет, ты вел себя хорошо и жил по предписанию нашего закона; ты был среди нас, как скромная невеста. Так что случилось с тобой теперь?»

Что именно отвечал Мани, нам неизвестно. Известно, что спор закончился избиением молодого пророка.

К молящемуся и плачущему Мани явился его небесный защитник, Двойник, и, утешая его, сказал: «Ты послан не только в эту секту, но к каждому народу, к каждому Учению, в каждый город и каждое место. Ибо через тебя это учение будет объяснено и проповедано во всех краях и частях света. Уходи отсюда и отправляйся по миру со своим учением».

Мани в сопровождении двух последовавших за ним первых учеников Симеона и Авихазии тайком, ночью, бежал из общины и пришел в столицу Ктесифон. Спустя несколько дней его отец Патик разыскал его и присоединился к группе. И Мани вышел в мир, чтобы «сеять там самое доброе семя».

Советская империя. Хрущевки | Телеканал

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector