Процессы научения

Сейчас, в то время, когда мы имеем представление о том, что покупают дети в ходе овладения речью, возможно спросить тем, как они это покупают. Собственную роль тут играется научение; вот из-за чего дети, воспитывающиеся в англоговорящей семье, научаются британской речи, а дети, воспитывающиеся во франкоговорящей семье, научаются французской речи. Играют свою роль и врожденные факторы; исходя из этого все дети в семье научаются речи, но ей не научается никто из домашних животных (Gleitman, 1986). В этом разделе мы разглядим научение, а врожденные факторы разглядим в следующем. В обоих разделах мы уделяем особенное внимание синтаксису и фразовым единицам, потому, что именно на этом уровне речи самый ярко вырисовываются серьёзные вопросы приобретения речи.

обусловливание и Подражание.Один из вероятных дорог научения речи — подражание взрослым. Не смотря на то, что подражание играется некую роль в заучивании слов (родитель показывает на телефон, говорит «телефон», и ребенок пробует повторить это), оно не может быть главным средством, при помощи которого дети научаются пониманию и порождению предложений. Мелкие дети всегда произносят предложения, каковые они ни при каких обстоятельствах не слышали от взрослых, к примеру: «Все молоко прошло». Кроме того в то время, когда дети на двухсловной стадии пробуют подражать более долгим предложениям взрослых (к примеру, «Господин Миллер попытается»), они произносят собственные простые телеграфные выражения («Миллер старается»). Кроме этого неточности, каковые делают дети (к примеру, «Отец был ко мне»), предполагают, что они пробуют использовать правила, а не просто копируют услышанное от взрослых (Ervin-Tripp, 1964).

Вторая возможность научения — овладение речью при помощи обусловливания. Взрослые смогут вознаграждать детей, в то время, когда они строят грамматически верное предложение, и журят их, в то время, когда те ошибаются. Дабы данный механизм трудился, родителям было нужно бы реагировать на мельчайшие подробности речи ребенка. Но было найдено (Brown, Cazden Bellugi, 1969), что родители не обращают внимания на то, как дети что-либо говорят, пока они смогут осознать их высказывание. Помимо этого, попытки исправить ребенка (и следовательно, применить обусловливание) обычно тщетны.

«Ребенок: Nobody don’t like me. (Никто не обожать меня.)

Мать: Нет, сообщи «nobody likes me».

Ребенок: Nobody don’t like me.

Мать: Нет, послушай пристально; сообщи: «nobody likes me».

Ребенок: A! Nobody don’t LIKES me.» (McNeil, 1966, p. 49)

Проверка догадки.Неприятность с обусловливанием и подражанием пребывает в том, что они ориентированы на конкретные выражения (имитировать либо подкреплять возможно лишь что-либо конкретное). Но дети довольно часто постигают что-то общее, к примеру правило; они формируют догадку о правиле речи, контролируют ее и сохраняют, если она трудится.

Разглядим морфему «ed». В соответствии с неспециализированному правилу английского, «ed» добавляется к настоящему времени глаголов для образования прошедшего времени (к примеру, «cook—cooked» [готовлю—готовил]). Многие простые глаголы, но, не подчиняются этому правилу — их именуют неправильными (к примеру, «go—went» [иду—шел), «break—broke» [ломаю—ломал]). Многие из неправильных глаголов высказывают понятия, которыми дети пользуются сначала. Так, сначала дети верно употребляют прошедшее время некоторых неправильных глаголов (по всей видимости, вследствие того что выучили их через подражание). После этого они усваивают форму прошедшего времени некоторых верных глаголов и открывают для себя догадку: «добавь ed к настоящему времени, для получения прошедшего». Эта догадка побуждает их додавать окончание «ed» ко многим глаголам, включая неправильные. Они говорят, к примеру «Annie goed home» («Энни отправилась к себе») либо «Jackie breaked the cup» («Джеки разбил чашку»), чего они ни при каких обстоятельствах не слышали раньше. Со временем они определят, что кое-какие глаголы — неправильные, и больше не присоединяют к ним окончание «ed».

Как дети создают такие догадки? Существует пара рабочих правил, которыми все дети руководствуются при формировании догадок. Один из них — обращать внимание на окончания слов. Второй — наблюдать на суффиксы и приставки, говорящие о изменении значения. Вооружившись этими двумя правилами, ребенок придет к догадке, что «ed» на финише глагола показывает прошедшее время, потому, что «ed» — это окончание слова, которое связано с трансформацией значения. Третий рабочий принцип — избегать исключений; он растолковывает, из-за чего дети сначала распространяют догадку «ed = прошедшее время» на неправильные глаголы. Кое-какие из этих правил продемонстрированы в табл. 9.1, и они выполняются для 40 изученных языков (Slobin, 1985, 1971).

Процесс социального научения — Татьяна Котова

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector