Проблемы типологии стилей

Множество изучений, относящихся к проблемам стиля в музыке, посвящено рассмотрению разных по собственныйму генезису, по природе и объёму стилей, и и задачам их классификации, сравнениям, соотнесению стилей между собой. В общем возможно утверждать, что в европейской музыкальной культуре с ее огромным историческим наследием сложилась сложнейшая совокупность стилей, обладающая определенными (сисчёрными) особенностями и закономерностями.

Типология стилей тесно связана с общей морфологией искусства, с необходимостью при его освоении и позна-

нии расчленять его по самым различным направлениям и критериям, объединяя в группы и разграничивая составляющие практически необозримого множества художественных явлений.

В зависимости от объёма и избранного ракурса материала выстраиваются разные конкретные совокупности. В историческом музыкознании обосновывается членение этапов развития музыки по изюминкам их художественного стиля, в изучение творчества отдельных композиторов вводятся жанровые и стилевые координаты.

Фактическая конкретизация явлений стиля, осуществляемая в большинстве случаев посредством дополнительных определений (переходный стиль, стиль барокко, строгий стиль, песенный стиль, мещанский стиль, камерный стиль и т.п.), говорит о множестве самых разнообразных стилевых расчленений мира музыки. Но во всех этих расчленениях мы имеем дело со стилями лишь тогда, в то время, когда соблюдены основные критерии, зафиксированные в начале этого раздела в определении стиля, причем главным остается критерий генетической общности. Он и оказывает помощь в ответе вопроса, возможно либо нельзя отнести ту либо иную совокупность музыкальных явлений к стилю.

Узнаваемый исследователь музыкального стиля М.К. Михайлов в одной из собственных работ высказал, к примеру, сомнение в том, верно ли вычислять стилями такие качества музыки, как камерность и героичность. Это сомнение, однако, возможно снято, в случае если учесть вероятность отнесения к жанрам критерия их генезиса: Так, понятие салонного стиля, без сомнений связано с определенными кругами общества на известной исторической стадии. Смелый стиль в обобщенном виде говорит о социальных ролях и социально-исторических сферах, в которых в большинстве случаев появляется храбрец.

самые очевидными, без сомнений относящимися к стилевым феноменам являются исторические и национальные стили, и стили жанровые, авторские, стили направлений и школ.

Все они в совокупности образуют огромную суперсистему, которая для каждого конкретного стиля выступает как стилевой фон, стилевая среда, стилевой контекст. Стилевая среда – это подвижная исторически развивающаяся система соседствующих территориально и во времени музыкальных и по большому счету художественных стилей, взаимодействующих

между собой, – совокупность, в которую включен и изучаемый конкретный стиль.

Композитор, создающий произведение, трудящийся над собственным стилем, наблюдает на всю другую музыку как на стилевую среду. Слушатель отделяет произведение по стилю от вторых произведений либо выявляет их общность. Стилевая среда многослойна и многоэлементна. В ней выделяются своего рода однопорядковые стили, к примеру, стили Бетховена, Клементи, Шуберта, либо французский, итальянский, немецкий стили, либо вокальный и инструментальный стили и т.п.

В совокупностях рядоположных стилей, в особенности индивидуальных, действуют отталкивания и законы притяжения. Стили самые ярких художников становятся центрами притяжения. Такими для многих советских композиторов были стили Прокофьева и Шостаковича. На данной базе вознишколы и кают направления.

Но требования яркой индивидуальности, которым следуют композиторы в последние столетия, потребность создать что-то новое, оригинальное приводят в воздействие противоположный закон – закон стилевой дивергенции, в сути которого лежит мысль – не повторять ничего, что уже было обнаружено вторыми. Закон дивергенции в громаднейшей мере действует в XIX и XX вв. за счет того, что мысль индивидуальности, личного начала в творчестве становится одной из ведущих в философии и эстетике искус&направляться;ства. Закон данный подчас заставляет композитора, обнаруживающего кроме того формальное, первоначально незамеченное ухом сходство того либо иного приема либо оборота, казалось бы, только что отысканного им самим, с чем-либо известным, непременно исключать его из текста произведения, заменять вторым, пускай кроме того в ущерб органичности и красоте целого. Таковой создатель и не предполагает, что похожий на что-то чужое оборот на самом-то деле благодаря феномену стилевой генерализации делается в контексте его стиля его собственным.

Закон отталкивания на уровне так называемой нововенской школы привел к изобретению радикального средства, снабжающего неповторимость музыки, ее непохожесть на прошлую, в частности – к изобретению додекафонии и серийной техники.

Закон же конвергенции – притягивания, уподобления в значительно более сильной степени действовал в XVII и XVIII вв.,

в то время, когда складывались национальные школы и музыкальные культуры, в то время, когда на базе авторских стилей формировались стилевые общности.

Тут мы уже видим, но, сотрудничество стилей не одного порядка, а разноуровневых стилей. Исторически тут имели возможность развиваться два типа сотрудничества. Первым из них являлось вычленение личных авторских стилей из неспециализированного национального и эпохального стиля. В европейской музыке, как отмечает В.Дж. Конен, данный процесс начал бурно развиваться в конце XVII в. (появление И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ж.Ф. Рамо, К.В. Глюка и позже венских классиков). Второй тип сотрудничества – объединение личных стилей в рамках общенациональных музыкальных стилей при сохранении известной автономности авторских стилей – захватывает XVIII–XIX столетия.

Мы видим, так, что совокупность стилей разных рангов и стилей одного и того же уровня и типа, благодаря разнообразным связям в культуре и истории, образуют более либо менее целостную совокупность.

Потом мы разглядим кое-какие из главных типов стиля, значителенных для истории мира и познания музыки музыкальной культуры. К ним возможно отнести индивидуальный авторский стиль, жанровый стиль, национальный исторический стиль и стиль. Каждому из них возможно посвятить отдельный параграф, за исключением, пожалуй, жанрового стиля, рассмотрение которого более целесообразно без сомненийсти во второй и третий разделы, посвященные жанрам и стилистике.

Авторский стиль

Принято вычислять, что личный стиль в мастерстве начал играть заметную роль лишь на относительно поздних исторических этапах. В музыке он начинает властно заявлять о себе, возможно, со времен И.С. Баха и достигает наибольшей силы выражения у романтиков. Предшествующее классицизму эволюционное развитие было скорее сменой исторических стилей.

Личный стиль композитора – один из серьёзнееших предметов музыковедческих изучений. Тут в рамках стилевого анализа ставятся и решаются самые различные

неприятности, такие, как неприятность формирования и становления стиля в процессе творческой эволюции, неприятность стилевого своеобразия творчества.

Что касается неприятности эволюции композиторского стиля,то исследователи развивают две различные концепции. Согласно одной из них стиль может изменяться. В соответствии с второй – стиль как коренное свойство личности, проявляющееся в его почерке, остается неизменным. Меняются же только формы его проявления. Более близкой к истине нам представляется вторая концепция. По большому счету же обе они правомерны и дополняют друг друга. Первая относится к средствам внешнего выражения индивидуальности, каковые с течением времени обогащаются, осваиваются, изобретаются. Вторая – к генетическому нюансу стиля, что остается неизменным.

Выработка личного стиля композитора – длительный процесс перемещения от биологического и детски неплохого выражения к оснащению всеми атрибутами музыкальной традиции, культуры, моды. Время от времени это противоречит с личностными особенностями, и тогда начинается мучительная подгонка личного к надличному, как у китайской дамы, со страданиями втискивающей собственные обычные ступни в узкие деревянные колодки, соответствующие идеалу крошечных ножек. Но значительно чаще будущий творец достаточно скоро находит собственную стезю во множестве направлений развития, каковые предлагает ему профессиональная школа.

самые ясными с позиций развития теории стиля представляются особенности начального этапа развития, который и подпадает под определение «раннего стиля». Для него именно характерно, с одной стороны, преобладание школьных норм в музыкальном языке произведений, с другой же – рвение преодолеть их влияние, реализуемое время от времени кроме того в весьма наглой, вызывающей манере. Но и само это преодоление выглядит как негативное отображение академических норм.

Так, юный Скрябин в пятой прелюдии ор. 11, относящейся к раннему периоду творчества, вступает в полемику с педагогами по направлениям гармонии, каковые вычисляют невозможным, неправильным введение субдоминантового аккорда по окончании аккордов доминанты. Вся прелюдия именно и построена на обыгрывании столь осуждаемого гармонического оборота:

Стиль управления. Как выбрать собственный стиль управления?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector