Проблемы развития. развитие и прогресс

В отношении проблемы исторического развития возникают следующие вопросы, вызывающие далеко не однозначные ответы:

1. В историческом развитии преобладает цикличность или однонаправленность?
2. Исторические изменения однозначно предопределены или есть смысл говорить об альтернативах?

3. Преобладают изменения эволюционные или революционные (скачкообразные)?
4. Изменения организуемы преимущественно искусственно или естественно?

5. Можно ли говорить о развитии всего человечества или только о развитии отдельных цивилизаций (государств, этносов и пр.)

6. Развитие связано с идеей прогресса или нет?

Относительно последнего вопроса — существуют разные точки зрения: они изменяются от полного отождествления исторического развития с прогрессом, до полного отрицания этого.

Прогресс — это эволюционное или революционное, линеарное или нелинеарное приращение качества.

Такая связь порождает проблему выбора критериев прогресса — что мы можем называть прогрессом:

— прогресс разума

— технический прогресс

— прогресс материального производства

— прогресс духовных и душевных качеств человека (нравственный прогресс) и пр.

Возникает также вопрос — что берется за исходную, нулевую точку этого прогресса?

Часто исследователи отмечают, что прогресс в одной из областей (например, материального производства) может сопровождаться регрессивными явлениями в других сферах (например, нравственной). В целом же, пессимистический взгляд на историю не нов, заметим, что еще Гесиод (9 в. до н. э.) писал как человечество движется к упадку от давно прошедшего века Золотого, к векам Серебряному, Медному, Железному и т. д. Однако в целом для ХХ века также был характерен далеко не оптимистичный взгляд на историю, что во многом было связано с двумя мировыми войнами. Поэтому в концепциях, избегающих отождествления развития и прогресса — в процессах развития выделяют как периоды нарастания, так и периоды потери качества.

Что касается остальных вопросов, то возможные ответы на них содержатся в работах известных философов.

Прогре?сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».

Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие прогресса как термина, присущего исключительно западной цивилизации.

Прогресс есть равномерное развитие следующих трех составляющих:

социальной — процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению;

материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, ликвидации технических ограничений для такого удовлетворения;

научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение, как в микрокосмос, так и в макро, освобождение познания от рамок экономической целесообразности.

Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня Темных веков, наступивших после падения Римской империи.

Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:

определенные направления науки и техники не развиваются из-за того, что они экономически невыгодны;

способность людей поглощать знания подходит к концу, и в результате делать новые открытия становится все труднее.

Выводы Хюбнера подвергаются критике. Так, Рэй Курцвейл назвал его метод отбора данных произвольным, а пропагандист нанотехнологий К. Эрик Дрекслер утверждает, что мерилом прогресса следует считать не сами изобретения, а имеющиеся в распоряжении человечества возможности. Даже в отсутствие крупных открытий мы можем передвигаться быстрее или получать более скоростной доступ к большему количеству информации.

Американский специалист по менеджменту Бен Джонс утверждает, что, чтобы поддерживать прогресс за счет инноваций, приходится прикладывать все больше усилий — тратить все больше денег на научные исследования и конструкторские разработки, и постоянно увеличивать количество занятых в этой сфере. В результате деятельность среднестатистического изобретателя все менее значима.

У него есть две гипотезы о причинах происходящего:

изобретатели прошлого использовали те идеи, до которых было легче всего дотянуться, а их преемником приходится прилагать больше усилий для решения более сложных проблем;

из-за массы уже накопленных знаний потенциальным изобретателям приходится тратить больше времени на образование, и в результате период их активной жизни, посвященный собственно изобретательской деятельности, становится короче. Так, Нобелевские лауреаты становятся все старше и это говорит о том, что открытия теперь требуют больше времени

Обществознание 10 Проблема общественного прогресса


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: